Русских Сергей Олегович, 14.02.2013 0

Проблемы и перспективы развития школы для старшеклассников


В 2009 году в Пермском крае стартовал пилотный проект Новых Образовательных Центров – школ для старшеклассников. Проект во многом уникальный, его основная идея – создание в различных городах края специальных школ, обучающих учеников только старшего звена – 10-11классы. Стартовал такой проект и в городе Березники, где в НОЦ была преобразована бывшая школа №10.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
НОЦ в Березниках существует уже третий год, срок не большой, но он позволяет сделать определённы выводы на основе уже имеющихся результатов.

Идея создания специализированой школы для старшеклассников является вполне рациональной и актуальной. К сожалению, в школе уже на этапе создания НОЦа были совершены крупные стратегические ошибки. Одной из главных стало то, что для создания НОЦа была выбрана школа на окраине города, хотя проект предполагает привлечение старшеклассников всего города, соответственно, и школу рациональнее было бы размещать в центре города.

За счет поступления значительных краевых средств школа была реконструирована, а также технически оснащена. В школе появились лекционные аудитории, медиацентр и 2 компьютерных класса, тренажёрный зал, полностью укомплектованные новым оборудованием кабинеты физики, химии, биологии. В большинстве кабинетов установлены интерактивные доски и проекторы, что значительно упрощает работу учителя. В школу активно закупаются учебники для старших классов.

Сейчас в школе обучается шесть 11х классов и восемь 10х, каждый класс имеет особое специализированное направление: гуманитарный класс, технический, экономический, естественнонаучный, медицинский, оборонно-спортивный. Каждое направление предполагает, что часть предметов ребёнок изучает на базовом уровне, а часть – на профильном, в зависимости от того, в каком классе он обучается.

В прошлом учебном году состоялся первый выпуск НОЦа, результаты его крайне спорные. Если брать в расчёт сдачу ЕГЭ, то наша школа показала одни из самых плохих результатов по городу. Общее количество не сдавших с первого раза те или иные предметы достигало 30 человек, составив более чем половину от не сдавших в городе, хотя с другой стороны, именно в нашей школе учится около 60% всех старшеклассников. С другой стороны, процент поступивших в учебные заведения в соответствии со своим профилем составляет 94%.

На данный момент четко обозначились основные проблемы, которые стоят перед нашей школой. Проект НОЦ закладывался как открытая школа, по условиям он принимает всех девятиклассников, которые изъявили желание учиться в старшей школе и имеют аттестат об окончании 9 классов. В школу поступает любой, кто подал документы, никакого селекционного отбора не существует. Складывается тенденция, когда любой девятиклассник, не допущенный в старшие классы своей школы, имеет перед собой две перспективы: 1) поступление в среднеспециальные учебные заведения, 2) поступление в НОЦ, куда принимают любого представившего пакет документов. Складывается ситуация, когда в школу, кроме замотивированых и нацеленных учеников, идут дети, которые в своей школе лишние и которые раньше всегда шли в техникумы и училища. Для многих из них НОЦ – это база, где они могут спокойно отсидеть ещё 2 года, после чего поступить в среднеспециальное учебное заведение. Таким образом, в школе существуют две группы учеников – дети пришедшие учиться конкретно по профилю и ученики, не принятые в старшие классы своих школ. К двум перечисленным примыкает ещё 3 группа – дети, которые не прижились в своих школах в силу характера, конфликтов с учителями и сверстниками, здесь они получают второй шанс на выстраивание новых отношений.

Одной из самых главных проблем является наличие классов среднего звена, которые при создании не были удалены из школы, а оставлены доучиваться. Это тоже приводит к определённым проблемам – эти дети не вписываются в формат НОЦа, они здесь лишние, создают дополнительную нагрузку педагогам, которые вынуждены вместо глубокой подготовки к работе со старшим звеном работать с этими классами, что с точки зрения перспективы абсолютно бесполезно, так как наработанный материал уже на следующий год не пригодится. Эта ситуация не устраивает ни педагогов, ни детей, которые чувствуют свою ненужность и не стремятся учиться, попутно подрывая дисциплину. К тому же, складывается особая ситуация, когда бывшие пятиклассники, обучаясь уже в 8 классе, остаются самыми младшими в школе и ведут себя соответственно.

Одной из главных проблем школы являются педагогические кадры – идеальный вариант предполагал сохранение наиболее подготовленной части прежних учителей с дальнейшим привлечением талантливых педагогов из других школ, узкопрофильных специалистов, а также молодых учителей, возможно, не имеющей опыта, но готовых к серьёзным изменениям и подстройке своих методов работы в соответствие к новым требованиям. В школе пошли по простому – пути полного сохранения старого педагогического коллектива с минимальными изменениями. Средняя зарплата по школе выше, чем в обычных школах города, но уступает зарплатам специализированных школ: лицеев и гимназий, соответственно, лучшие педагоги предпочитают работать там, где больше платят, а дети набираются по селекции. Поэтому программа набора и привлечения уже имеющихся в городе специалистов не действует, а набор и обучение молодых педагогов ведётся вяло, сейчас в школе всего 4 молодых специалиста. Соответственно, получается определённый тупик – молодые кадры в школу не идут, так как для них не создаются условия, а опытные учителя предпочитают работать в других школах.

Пока с момента открытия школы прошло только 2 года, и выводы делать рано. Но опираясь на всё вышесказанное, можно сделать заключение, что в данном случае проект НОЦ себя пока не оправдывает, становясь, вместо платформы для профильного образования с целью дальнейшего поступления в вуз, альтернативой среднеспециальному учебному заведению для детей, не определивших свою дальнейшую жизнь и недостаточно самостоятельных. Для дальнейшей нормализации работы проекта существуют два блока решения проблем: 1) общешкольный, на котором, возможно, примут меры к устранению среднего школьного звена, обучению молодых специалистов, привлечению в школу успешных педагогов созданием особых условий работы. 2) городской, когда на уровне комитета по вопросам образования принимается решение о сокращении количества учебных мест для старшеклассников в других школах, с целью создания конкуренции при поступлении в НОЦ и привлечения наиболее мотивированных учеников.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: