Эссе "Поколение №…"

Нас все воспринимают по-разному. Одни, найдя нечто особенное, зовут нас поколением «индиго». Другие, вовсе ничего не обнаружив, окрещивают «потерянным» поколением. Тогда как мы поступаем точь-в-точь как многие молодые люди веками прежде – оканчиваем школы и идём в университеты. И пусть в генеалогическом смысле понятие «поколение» слишком размытое (определить хронологические рамки, и тем более сущностные черты очередного Generation нелегко), с бюрократической точки зрения здесь всё однозначно. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Поэтические определения, как положено в цифровом обществе, замещает бесстрастная нумерация. Переступив вузовский порог, мы вдруг оказываемся рассчитаны на первый-второй-третий. Точнее, на первое, второе и третье – поколение образовательных стандартов.

Наверняка вам хоть однажды случалось ощущать, будто живёте вы не в той эпохе, в какую грезите попасть. Но, если вы не герой вудиалленовской «Полночи в Париже», где ретро-автомобиль может «подбросить» из 2000-х прямо в 1920-е, то вам границы времени не преступить. Когда от той самой поры отделяют десятки или сотни лет, разрыв поколений сколь драматичен, столь и очевиден. Но что бы вы почувствовали, будь между вами и эпохой мечты всего год-два? Ситуация сейчас вполне типичная для большинства… студентов – невольных свидетелей перехода вузов немного более, чем за десять лет, уже на третье образовательное поколение.

Поколение «номер один» университеты приняли в конце прошлого тысячелетия – вступивший тогда в силу первый стандарт «подчистил» учебный процесс от следов советской идеологии. Второе поколение, которое составили студенты наборов до 2011 года, столкнулось с незначительной доработкой образовательных стандартов. Третий, текущий этап реформы обещал уже тотальную трансформацию образования. В результате вместо базовой «пятилетки» абитуриентам предлагают четыре года «бакалавриата», а исчезновение двух последних семестров заставило прилично «похудеть» (а частью – и вовсе испариться) дисциплины, повышающие общекультурный уровень – профессионалом без них стать можно, интеллигентной личностью – едва ли.

На «Журналистику» я поступила как раз в тот год, когда набор по стандартам третьего поколения проходил впервые, и с плюсами двухуровневой системы познакомилась сполна: теперь и работодатели должны быть довольны (для них-то образование и «перекроено» в сугубо профильное), и обучение за рубежом станет реальней (что-что, а суть Болонского процесса мы, будучи абитуриентами, изучили не хуже «бородатых» реформ Петра I). Вот только «Gaudeamus» нам уже не спеть – в обретшем жизнь учебном плане мёртвым языкам места не нашлось. Да и вся многовековая зарубежная литература в нём как-то лаконично улеглись в один учебный год. И уж совсем непросто скрывать своё изумление, когда те самые работодатели, забыв, видимо, поинтересоваться, по какому мы обучаемся стандарту, твердят давно зазубренную фразу: «В редакции вам придётся забыть, всё, о чём учили в университете…». Мысль о том, что скорбной «образовательной доли» прошлых поколений удалось избежать, облегчения почему-то не приносит.

Впрочем, ни к чему и сгущать краски. Какой бы ни была реформа спорной, несвоевременной её точно не назовёшь – непрофильных дисциплин, по убеждению нынешних первокурсников, и так достаточно, если не слишком много, а продлить студенчество ещё на год большинству из них даже при возможности не хотелось бы. С этой точки зрения перемены кажутся, скорее, осторожными, чем радикальными.

Так следом за нами, всё оглядывающимися назад, в университеты пришло наконец полноценное третье поколение, в молодой стандарт вписавшееся как литое. И только мы здесь не первые, не вторые и не третьи. Мы последние, кому жаль.

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Автор: Паршанина Надежда Сергеевна, студент, Омский Государственный Университет им. Ф.М. Достоевского



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: