Эссе "Я - педагог"

Я работаю учителем начальных классов. 47 лет занимаюсь этим благородным трудом, который приносит мне радость. Мне посчастливилось работать по разным программам. С развитием науки менялось и образование. Я хочу вернуться в прошлое, на примере работы в первых классах показать развитие нашего образования.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Первые годы я работала по программе 1-4, затем по программе 1-3.Учебные программы были почти одинаковые. Методы работы сводились к тому, что главная роль в процессе обучения отводилась учителю. Учитель объяснял новый материал, давал тренировочные упражнения, дети заучивали правила. В первых классах работали с «Кассой букв и слогов», которая помогала ребятам лучше запомнить буквы и звуки, овладеть навыками чтения. На уроках математики использовали « Кассу цифр» , в которой был еще счетный материал( геометрические фигуры, картинки с изображением овощей фруктов, грибов и т.д.) . С этой кассой мы работали при изучении состава числа, понятия о сложении и вычитании. В то время было единственное техническое средство – фильмоскоп, при помощи которого показывали диафильмы. Учителя тогда вели в своем классе все предметы, наполняемость была 42-45 человек. Подготовка к урокам занимала много времени, так как мои уроки были все время разные. Я старалась добавлять в каждый урок что-то новое. У ребят было желание учиться, было уважение к учителю.

Жизнь не стоит на месте. Наши дети стали готовы к школьному обучению с шестилетнего возраста ( по мнению психологов ). Вышло положение об обучении детей с шести лет. Я набираю класс шестилеток, начинаю работать по новой программе. Все уроки проходили в игровой форме. Начиная с первого класса у нас в гостях на уроках был попугай Кеша ( я сделала его из тонкого картона), на доске был поезд с вагончиками ( они были сделаны из обычной клеенки, мокрые они хорошо держались на доске). В начале урока Кеша приносил письмо с какой-нибудь просьбой. Например, было такое сообщение, что его друзья в зоопарке попали в беду и им нужна помощь. Чтобы помочь Кеше, ученикам надо было выполнить различные задания. Задания давались в зависимости от предмета, но все они строились по сказочному сюжету. Так мы с ними путешествовали по зоопарку, отправлялись в космос, опускались на дно океана. В первом классе на каждом уроке надо было попросить ответить каждого ученика, чтобы у них не пропал интерес к учебе, они все хотели отвечать. В 3-4 классах ребята уже сами сочиняли сказки - задания. Учебники для шестилеток были другие, более красочные и интересные. Поменялись авторы учебника по русскому языку (была Закожурникова, стала Рамзаева) , по чтению – Романовская. По внеклассному чтению (тогда был такой урок) Джежелей и Светловская составили для первоклассников сборник «Учимся любить книгу», в который входили произведения Маршака, Чуковского, Сладкого, Чарушина и другие. Уроки письма проходили под звуки классической музыки. В кабинете уже был проигрыватель и телевизор. Появилась возможность учить детей слушать музыку, смотреть телеурок.

Время летит вперед, наука не отстает от времени. Обществу нужно новое поколение. В образовании появляются новые учебные программы по системе Л.В.Занкова 1-3 классы. Я начинаю работать по развивающей программе. По системе Л.В.Занкова обучение строится на том, что учитель подводит детей к выводу, ученики сами формулируют грамматические правила и математические законы. На уроках все время звучит фраза «Докажи» уже в 1 классе. Учебники-тетради по математике для 1 касса ( под редакцией И.Аргинской -4части) позволяли ученикам развивать логическое мышление, внимание ,память. На всех уроках в 1 классе использовала наглядность, игровые моменты. Вагончики от шестилеток применяла с более сложными заданиями. С развитием науки обновляются и технические средства, есть цветной телевизор и видеомагнитофон. Появилась возможность на уроках смотреть учебные фильмы на свой выбор ( учебные фильмы на кассетах).

Новый этап работы - по системе Л.В. Занкова 1-4 классы. Учебники мало изменились, материал остался старый, изменилось время изучения. Появилось время чаще посещать театр. Мы ходили на все премьеры в театр под руководством Чехачева. Ребята сами ставили спектакли, на просмотр которых приглашали своих близких. Спектакли снимали на камеру, записывали на кассету.

Программа по системе Л.В.Занкова, по моему мнению, имеет один недостаток - трудно обучать ребенка чтению, который не знал букв при поступлении в 1 класс.

У меня было несколько выпусков по системе Л.В.Занкова. От других учеников они отличаются умением мыслить , обосновывать выбор решения математических заданий и задач, умеют написать реферат, подготовить доклад ,используя ресурсы интернета.

Последние годы я провожу совместную работу с социумом. Мы с ребятами несколько лет ходили в Дом книги, где проходили интересные встречи с писателями, психологами , с работниками детских издательств, с актерами театров. Вся эта работа была направлена на привитие у детей интереса к чтению.

В настоящее время работаю по программе «Гармония». Новое поколение образовательных стандартов: формирование универсальных учебных действий. В своей работе использую технологии формирования УУД: личностно-ориентированные, деятельностно-ориентированные, проектные и информационно-коммуникативные. Эти технологии помогают в реализации ФГОС. Изменились технические средства обучения. В кабинете есть интерактивная доска и прилагающие к ней проектор и ноутбук, имеется скайнер. Имея такую технику, работать стало интереснее. К некоторым учебникам есть электронное приложение, которое помогает разнообразить урок. Часто показываю презентации, которые повышают наглядность преподавания и интерес к материалу. Работая в 1 классе, я заметила, что детям больше нравиться работа с интерактивной доской, чем с раздаточным счетным материалом.

Работая по разным программам, я не испытывала трудностей при переходе с одной системы на другую, мне было интересно узнавать что-то новое. Хотя я работала по разным программам, с разными детьми (дети не бывают одинаковыми) , но результат моей работы был одинаковый. Мои выпускники добрые, дружные, самостоятельные, уважительно относятся к учителям , обладают желанием учиться.

Сохранена орфография и пунктуация автора.

Автор: Быкова Галина Алексеевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №1344 с углубленным изучением биологии и химии



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: