Работа над развитием речи учащихся в системе уроков русского языка


Зачастую учителя сталкиваются с такой проблемой: в учебниках по русскому языку широко представлен теоретический материал, подобраны упражнения для развития лингвистической компетенции, а дидактических упражнений, способствующих формированию коммуникативной компетенции, представлено недостаточно. Это приводит к тому, что впоследствии обучающиеся испытывают большие затруднения при написании творческих работ, не могут строить собственные высказывания. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В связи с этим, в учебный план нашей школы были введены индивидуальные и групповые занятия для 7, 9 классов «Развитие речи», «Тайны текста», курс по выбору для обучающихся 9 класса «Золотое перо».

Отсутствие специальных уроков риторики в школе привело к тому, что изучение риторических фигур и тропов, необходимо осуществлять на уроках русского языка и литературы. Как уже отмечалось выше, при изучении каждого раздела языка предполагается изучение изобразительных возможностей русского языка.

Как один из вариантов работы можно предложить следующую систему включения выразительных средств в программный материал по русскому языку, используемый в нашей практике:

Класс

Программа по русскому языку

Выразительные средства языка

 

5

Синтаксис и пунктуация:

Вопросительные предложения

Восклицательные предложения

Обращение

 

Фонетика:

Гласные и согласные звуки

Ударение

 

Лексика:

Синонима

Антонимы

Прямое и переносное значение слова

 

Морфология:

Существительные одушевленные и неодушевленные

Изменение существительных по падежам

 

Словообразование:

Однокоренные слова

 

Риторический вопрос

Риторическое восклицание

Риторическое обращение

 

Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание

 

Градация, антитеза, оксюморон

 

Метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, олицетворение

 

Полиптот

Градация, антитеза, оксюморон

 

 

Паронимы, парономасы

6

Морфология:

Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие

 

Зевгма, каламбур

(так как данные части речи могут использоваться в создании различных фигур и тропов, то повторяются метафора, эпитет, градация, антитеза, оксюморон, олицетворение)

7

Морфология:

Причастие

Деепричастие

Предлог

Союз

Частица, междометие

Причастие используется при создании метафор, эпитетов, противопоставлений, градаций.

Для деепричастия характерны метафора, антитеза, градация, оксюморон.

Асиндентон (бессоюзие), полисиндентон (многосоюзие)

Экспрессивные возможности употребления частиц и междометий

8

Синтаксис и пунктуация:

Прядок слов в предложении

Неполные предложения

Предложения с однородными членами

Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями

 

Инверсия, эллипсис, умолчание, градация, полисиндентон, асиндентон, зевгма, риторическое обращение, парантеза

9

Сложное предложение

Параллелизм, анафора, эпифора, симплока, анадиплосис (подхват), асиндентон, полисиндентон

Работа над фигурами и тропами строится на материале художественных текстов (и прозаических, и поэтических). Работа проводится в комплексе, т.е дается анализ как лингвистической стороны, так и эстетической.

В качестве примера можно рассмотреть некоторые упражнения, используемые на уроках:

I. Прочитайте отрывки из «Республики Шкид» Л. Пантелеева и Г. Белых. Найдите в диалогах односоставные предложения и синонимичные им двусоставные предложения. Сравните их и скажите, какие предложения более категорично выражают мысль и в каких слышатся интонации совета, уговора. Какие слова автора подтверждают эти оттенки?

 1. Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно разумился. Однажды, явившись к заведующему, твердо заявил:

 — Люблю математику. Хочу быть профессором.

Категорическое заявление Кольки подействовало. Громовцева перевели в Шкиду.

 2. Когда все ребята сели и немного успокоились, Викниксор ласково заговорил:

— Ребята, скажите откровенно, почему вы бузите?

— А зачем Пал Ваныча выгнали? — послышался ответ.

— Ребята, но вы поймите, что Павел Иванович не может быть воспитателем.

II. Найдите безличные предложения и подумайте, с какой целью они употреблены в диалоге и художественном описании. Для этого замените, где возможно, безличные предложения двусоставными или другими односоставными и сравните их по смысловым и эмоциональным оттенкам.

1. — Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?

— Ну да.

Стали мы другую веревку искать. Нет нигде. Мишка говорит:

— Пойду у соседей попрошу.

— Еще чего не хватало! Ты посмотри на часы: соседи спят давно.

Тут, как нарочно, мне пить захотелось. Кажется, сто рублей за кружку воды отдал бы!

(Н. Носов).

2. А когда восходит луна, ночь становится бледной и темной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно, и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна…

Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни.

(А.П. Чехов)

III. Прочитайте каждое простое предложение отдельно. Понятно оно вам? Восстановите «пропущенные» члены предложения. Зачем они опущены? Как называются такие предложения?

1. Я за свечку, свечка — в печку.
Я — за книжку, та — бежать
И вприпрыжку под кровать.

 (К. Чуковский)

2. Молчалин на лошадь садится, ногу в стремя,
А лошадь на дыбы.
Он об землю и прямо в темя.

 (А.С. Грибоедов)

IV. В лингвистике известно, что номинативными предложениями широко пользуются при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, то есть в тех жанрах литературного языка, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации основных, главных деталей. Определите, как эта особенность языка использована в следующих поэтических текстах.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

 (А. Ахматова)

Третий класс. Температура.
Значит в школу не идти.
Апельсин. Лимон. Микстура.
Сладковатая почти.

 (В. Соколов)

V. Определите, какой член предложения отсутствует. Как называется тот художественный языковой прием, который использован в данном случае?

Заунывный рев мотора.
Сумасшедший звон жары.
Задыхаясь — в гору, в гору, и —
зажмурившись — с горы!

 (Р. Рождественский)

Сначала — в упор, ну а после — штыками добили.
За что? За веснушки его? За его голубые?

(Е. Евтушенко)

VI. Замените прямую речь косвенной. Проследите, могут ли предложения с косвенной речью отразить особенности чужой речи и слов автора, связанных с эмоциональной стороной высказывания, а также с характеристикой действующих лиц. Почему?

1) «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?» 2) «Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли, где дорога?» 3) Вожатый мой мигнул значительно и ответил поговоркою: «В огород летал, конопли клевал: швырнула бабушка камушком, да мимо. Ну, а что ваши?»

VII. Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Какова роль кавычек?

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все что он может как прекрасна была бы земля наша! Говорил А.П. Чехов А.М. Горькому посетившему его в Ялте в доме где Чехов прожил последние свои годы. Здесь Антон Павлович создал пьесы Вишневый сад Три сестры рассказы Дама с собачкой Архиерей На святках Невеста повесть в овраге. Отредактировал собрание своих сочинений. И успел заложить сад.

1. Почему два последние предложения выделены в отдельные? Докажите, что они неполные. Подтвердите правильность ответа, образовав одно предложение из трех последних.

2. Для чего служит прямая речь в тексте? Возможен ли в данном случае другой способ цитирования? Какой?

Использование подобных упражнений способствует развитию речи обучающихся. Усваивая таким образом лексические и грамматические значения слов, обучающиеся осознают, как отражается в языке окружающая действительность, а при усвоении способов создания выразительной речи они чувствуют, как отражается в языке внутренний мир человека. Речь в целом усваивается, если ребенок приобретает способность чувствовать фонетические особенности речи, выразительные оттенки лексических и грамматических значений.

Овладение образной речью зависит от степени развития эмоциональной сферы ребенка, которая, в свою очередь, развивается в процессе обучения средствам выразительности (тропам и фигурам). Дети приобретают способность чувствовать яркость и красоту слова, воспринимать настроения и эмоции автора, отбирать образные средства в соответствии с целью высказывания, создавать тексты на определенную тему.

Важно, чтобы школьники научились понимать эстетическую роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении и усвоили их в качестве элементов собственной речи. И здесь одним из важнейших этапов работы становится создание собственных речевых высказываний. Обучающимся предлагаются различные темы для создания письменных работ, собственных высказываний. Приведем некоторые виды заданий:

  • При изучении темы «Описание действия» ученикам было предложено написать репортаж о теннисном турнире, посвященном памяти С.А. Виткалова.
  • При изучении темы «Интервью — жанр публицистики» обучающиеся брали интервью не только друг у друга, но и членов семьи, учеников школы, затем был составлен специальный выпуск школьной газеты.
  • При изучении темы «Частица» предлагалось написать сочинение-миниатюру «Частица? А можно ли без нее обойтись?».
  • На первых уроках в каждом классе было предложено написать рассуждение о роли русского языка в обществе, в жизни людей. В результате работы творческой группы получилась презентация «Роль русского языка жизни людей.
  • В 8 классе при изучении «Главных и второстепенных членов предложения» обучающимся предлагалось соста­вить сочинение-рассуждение, опираясь на высказывание Л. Успенского: «Из всех ору­дий язык — самое удивительное и сложное». От­ветить на вопросы: «Можно ли язык назвать орудием труда?», «А ору­жием борьбы?».
  • При изучении односоставных предложений ученики выполняют следующую работу: Составить диалоги с употреблением форм 1 и 2 лица глаголов, повест­вовательных, по­будительных и во­просительных предложений. Про­анализировать ис­пользование определенно-личных предложений в эпистолярном жанре (анализ письма Тряпичкина Хле­стакову; Н.В. Гоголь «Реви­зор», явл. 8, дейст. 5), в разговорной речи (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», глава «Сиро­та», сцена освобо­ждения Маши). Включить в связный текст безличные предложения, которые обозначают 1) физическое или духовное состояние человека; 2) состояние природы; 3) стихийное проявление; 4) невозможность совершения действия.
  • При изучении темы «Си­нонимия простых предложений с од­нородными чле­нами и сложносо­чиненных предло­жений» предложено было написать сочине­ние-миниатюру (на выбор):
    • в деловом сти­ле (рекламное объявление турбюро);
    • в науч­ном стиле (о гео­графических осо­бенностях мест­ности);
    • в художественном стиле (о достопримеча­тельностях: что может заинтересовать туриста в нашем селе).
  • Изучая уточняющие члены предложения, ученики составляют не­большой рассказ (5-6 предложений) «Вид из окна», «На реке», «На рыбалке», «На помощь старшим» (на выбор), ис­пользуя уточняю­щие обстоятель­ства места и вре­мени, затем им предлагается оценить выразительные возможности уточняющих членов предложения.
  • При изучении темы «Публицистический стиль» учащимся 7 класса было предложено написать статью в газету «Мое село». В результате появилась работа на тему «Тихая моя родина». Ученик продолжил данную работу: была создана презентация с видами села, подобрано стихотворение О. Милявского «Любите Россию».
  • При написании сочинения-описания состояния среды — моря обучающимся предлагалось выбрать, кем они будут: оптимистами или пессимистами, и, исходя из этого выбора, придумать продолжение истории, изображенной на картине К. Айвазовского «Девятый вал».
  • При создании сочинения по воображению и памяти в качестве подготовительной работы было предложено подобрать музыку, передающую настроение будущего сочинения. Обучающиеся в своих работах сопоставляли музыкальные и зрительные образы, представленные ими.
  • Ученики создают собственные рассказы по заданному сюжету.
  • Используются такие виды работы, как написания сочинения в форме дневника, письма участника или очевидца событий, мемуаров, автобиографии.
  • Помимо описания картины на уроках развития речи, предлагается такая работа: описание фотографии. Ученики заранее приносят фотографии на заданную тему, либо фотографии готовит учитель. Работа проходит очень эмоционально, получаются необычные работы.
  • Когда учащиеся пишут изложения или сочинения, обязательно ставится цель использовать, изобразительно-выразительные средства, при этом обращается внимание учеников на отбор языковых средств в зависимости от жанра.

Сочинение, созданное учеником, становится показателем его способностей, его самовыражением. И от того, насколько развит ученик, насколько богата его речь, насколько она выразительна, и будет зависеть, сможет ли ребенок проявить себя, показать свою индивидуальность, раскрыть свой внутренний мир.

Методы и приемы, используемые в работе по развитию речи обучающихся, разнообразны. Приведем основные, используемые в нашей практике:

  • Применение различных видов таблиц.
  • Создание схем.
  • Написание синквейнов.
  • Использование информационных технологий (создание слайдов с текстовым изображением, презентаций, компьютерное тестирование, использование электронных уроков, снабженных анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами).
  • Тестирование.
  • Устные выступления обучающихся.
  • Создание творческих проектов.

Необходимо построить свою работу так, чтобы обучающиеся самостоятельно стремились к работе над словом, умели планировать свою деятельность, ставить цель, видеть конечный продукт, проводить собственные исследования. И, как показала практика, результаты такой работы имеются.

Образовательные стандарты по русскому языку ориентируют учителя на воспитание человека, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Главная идея курса русского языка — интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Вся работа по развитию речи обучающихся направлена на то, чтобы научить их увидеть красоту и богатство русского языка, понять, что определение замысла автора, идеи произведения, а также целостное восприятие художественного произведения не возможно без анализа изобразительных средств.

Применение языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ГИА и ЕГЭ.

Об авторе: Ловецкая Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Ширинской ОШ ЯМР.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: