Игорь Востриков, 19.01.2017 0

Урок-семинар: стимул или наказание? Как провести урок-семинар в школе и учреждениях СПО


Вузовские формы и методы работы проникают в среднюю школу уже давно, с середины 1990-х. И если какие-то из них активно и плодотворно используются (кейсовые задания), а другие оказались отброшены, показав свою нежизнеспособность в условиях школы, то у такого заимствования из высшей школы, как «урок-семинар», положение в высшей степени неопределенное. Вроде бы метод и применяется, но не очень охотно, казалось бы, и находит новых сторонников среди учителей, но и противников у него в этой среде предостаточно. Разобраться в причинах этого феномена попробуем в данной статье. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Внедрять, нельзя отказаться?

Поставить ли запятую после первого, либо после второго слова в этом риторическом вопросе во многом зависит от того, как школьники относятся к такой форме работы в классе, как семинар и насколько практика проведения семинаров в конкретном образовательном учреждении соответствует ожидаемой цели: развитию познавательных, дискурсивных и исследовательских умений обучающихся. Ну а это во многом зависит от готовности учителя — профессиональной и моральной — к проведению такого вида работы.

Урок-семинар может принести большие дивиденды школьникам, если он организован правильно, а педагог не побоялся потратить на подготовку к такой форме работы 2-3 часа своего личного времени. Ведь на семинаре новый и, зачастую, сложный материал усваивается проще и быстрее, а обучающиеся развивают еще и навыки межличностного общения!

Конечно, учитель, видя, что имеет дело с откровенно слабыми учениками, может усомниться в целесообразности проведения урока-семинара, однако не стоит забывать, что даже в самом слабом классе есть «звездочки», которые помогут приобщить отстающих к изучению нового материала в нестандартном формате.

Виды уроков-семинаров

Сегодня в общеобразовательной школе целесообразно проводить семинары следующих типов:

  • Семинары — развернутые беседы с предоставлением презентации или (реже) без таковой.
  • Семинары — проблемные доклады по просмотренному фильму, видеоролику или прочитанной книге.
  • Семинары — творческие работы, проводимые как в письменной форме, так и устно.
  • Семинар — комментированное чтение (или еще одна его разновидность, связанная с решением задач).
  • Семинар — «круглый стол» (в котором участвуют, как правило, две противоборствующие стороны по какой-либо проблеме).
  • Наконец, семинар — конференция, на которой обсуждается какая-либо научная проблема, и школьники выступают «экспертами» в ее решении.

Какую форму семинара предпочесть — решать, конечно, преподавателю, но, в идеале, предварительно следует провести мониторинг познавательных возможностей и склонностей к научной работе среди школьников, а затем, если в классе нет явно «слабых» учеников или их количество минимально, — пробовать использовать этот новый, непростой вид работы на практике.

Когда стоит проводить урок-семинар?

 В современной педагогической науке описываются ситуации, когда проведение урока в форме семинарского занятия в общеобразовательной школе приносит максимум пользы:

  • Во-первых, это изучение неизвестного, нового материала, разумеется, в том случае, если он доступен для восприятия и самостоятельной проработки школьниками (таковым на уроке, например, истории может считаться работа В. Малинина «Тайны правителей России»).
  • Во-вторых, если перед семинаром практиковалась вводная, обзорная или какая-либо другая лекция (что часто практикуется, когда два года школьной программы в старших классов проходится за один год).
  • В-третьих, когда необходимо компактно, но, в то же время детально обобщить и систематизировать данную школьникам на предыдущих уроках информацию.
  • В-четвертых, когда урок посвящен альтернативным методам решения поставленных задач (так, на семинаре, посвященном урокам Великой Отечественной войны и ее итогам, помимо традиционного принципа историцизма, можно предложить учащимся 10-11 классов использовать герменевтический, кейсовый, «погружающий» методы исследования).

А когда его лучше отложить

Семинар предполагает участие в работе всех учеников класса. «Отсидеться» как на обычном уроке, тут не получится. И потому учителю лучше провести перед планированием семинара мониторинг познавательных и коммуникационных возможностей каждого школьника. И если обнаружатся, например, «гиперзастенчивые» дети, то семинар лучше отложить.

Также показанием к переносу семинара может стать нехватка времени для полноценной подготовки к нему. Опыт показывает, что меньше чем за две недели даже сильные ученики не успеют полностью подготовиться к тому разнообразию форм учебной деятельности, которое предлагает семинар.

Кстати, и частить с семинарами нежелательно. Опыт показывает, что больше двух раз за учебную четверть проводить его нецелесообразно, потому что количество здесь напрямую влияет на качество, причем негативно: ученики 9-х, 10-х, а уж тем более 11-х классов так нагружены множеством домашних заданий, что им просто тяжело будет полноценно, не наспех подготовиться к заданию творческому, требующему работы с дополнительными источниками.

С чего начать подготовку учителю?

Очевидно, что столь творческая форма проведения учебного занятия, как семинар, не позволит сильному ученику в классе «играть за себя и за того парня». В том смысле, что списать решенное задание, как это часто делают школьники, при проведении семинара невозможно. Потому что задание у каждого будет свое, и ответственность за его решение будет довольно большой. Хороший учитель разъяснит это «правило игры» еще до того, как ученики начнут подготовку к семинару.

Также необходимо разработать особые критерии оценивания ответов учащихся, например, ответ на «отлично» будет предполагать выступление со своей частью презентации, беглые ответы на вопросы учителя и одноклассников, свободное приведение примеров к теоретической части ответа. А «неудовлетворительная» оценка будет выставляться ученикам, которые не проявили никаких признаков самостоятельности при ответе и совершенно пассивны в такой обязательной части семинара, как дискуссия. Педагог должен помнить о том, что качественная подготовка к ответу на семинаре требует большего времени, чем к выступлению на обычном уроке, а потому и не считать фатальными ошибки школьников в датах, именах, последовательности событий.

Именно от учителя во многом зависит, насколько все ученики класса смогут проявить активность и, соответственно, заработать свои оценки. Он должен по меньшей мере за две недели до проведения семинара уведомить всех школьников о теме, цели и задачах семинара, распланировать его проведение так, чтобы время осталось и на индивидуальную, и на командную работу.

 Вкратце алгоритм подготовки наставника к семинару может выглядеть так:

  • Определение «проблемной темы», постановка цели, прикидка задач.
  • Формулирование основных и вспомогательных вопросов по теме.
  • Формирование команд школьников для подготовки коллективного ответа, распределение тем для выступления.
  • Подбор обязательной и дополнительной литературы.
  • Проведение индивидуальных консультаций по вопросам подготовки.
  • Проверка планов и конспектов выступлений на семинаре.

Как работать над заданиями ученику?

Большим плюсом участия в семинаре для школьника является то обстоятельство, что он заранее знает тот «фрагмент» материала, который будет с него спрашиваться, и подготовиться к ответу значительно эффективнее. Учащиеся, с одной стороны, имеют возможность самостоятельно выбрать и изучить наиболее симпатичный им кусочек программного материала, а с другой — на уроке имеется возможность обсудить и скорректировать те моменты, которые не совсем понятны или кажутся спорными, например, роль Маргариты в развитии сюжета знаменитого романа М.А. Булгакова.

Старшеклассникам нужно иметь в виду, что проводя семинар с ними, учитель предполагает не только развить их умение выступать с самостоятельными докладами и вести дискуссию, но и способствовать становлению навыков отстаивания своей точки зрения и повышать культуру общения.

Учителю при проведении первого семинара в классе крайне желательно раздать каждому учащемуся памятки «Как составить план текста?», «Как выступать на семинаре?», «Основные этапы подготовки к семинарскому занятию» и т.п. На основании рекомендаций, изложенных в этих памятках, школьники оформляют основные результаты своей исследовательской работы в виде тезисов доклада, презентаций или конспектов базовых источников.

Что же может не нравиться школьникам в такой форме оценки учителем их знаний? Видимо, то, что здесь приходится мыслить самостоятельно и широко, действительно готовиться, не рассчитывая на возможность «сдуть» ответ, а также сильная зависимость оценки от общего уровня подготовленности команды. Кое-кто считает «наказанием» для себя готовиться по «неинтересной» теме, мимо которой на обычном уроке можно благополучно «проскользнуть». Однако, как показывает практика, после двух-трех удачно проведенных семинаров страх перед ними проходит и развивается интерес, а вместе с ним — и стимул в дальнейшем более активно участвовать в работе своей команды.

Ход проведения урока-семинара

Начать урок-семинар целесообразно с небольшой вводной речи педагога, в которой он еще раз проговаривает задачу семинара, напоминает условия его проведения и дает рекомендации, к какому материалу следует отнестись с особым вниманием.

Затем, в течение 35-40 минут школьники выступают с докладами или презентациями, читаются первоисточники, разбираются комментарии к ним. Чтобы уложиться во временные рамки, под семинар стоит отвести пару уроков, идущих один за другим.

На втором уроке пары одноклассники задают интересующие их вопросы по теме семинара, дискутируют, а в конце пары уроков учитель подводит итог, в котором стоит выделить наиболее запоминающиеся ответы и мягко, ненавязчиво указать на ошибки, содержащиеся в других ответах. Цель семинара можно считать достигнутой, если все аспекты темы разносторонне изучены, а все школьники способны ответить на простейшие вопросы учителя по разобранной теме.

Подводя итог

Заметим, что уроки-семинары набирают все большую популярность в школе, начиная с 6-7-х классов, поскольку позволяют обеспечить полное, пусть и кратковременное, «погружение» всех учеников в проблемную тему, способствуют «подтягиванию» даже слабых учеников, позволяют проверить не только возможности памяти школьников, но и более глубинные механизмы восприятия и усвоения ими материала.


Об авторе: Востриков Игорь Владимирович, доцентом на кафедре философии, кандидат философских наук, доцент ВАК

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?