Леонид Чепелев, 27.06.2018 0

Несколько ситуаций из работы педагога-психолога «О помощи детям, находящимся в трудных ситуациях»


Каждому школьному психологу известно, что причины большинства детских проблем — в семье. Так как семья программирует мировосприятие и поведение ребенка. Дети из семей, где все любят друг друга и заботятся друг о друге, как правило, отличаются позитивным мировосприятием. Иное дело дети из семей, в которых разрушены нравственные и моральные нормы.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Примером этого может быть семья, где родители не прививают своим детям элементарных навыков гигиены и чистоплотности, т. к. уже сами забыли, когда последний раз мылись и спали на чистых простынях. Дети из таких семей приходят в школу в давно нестиранной одежде и дурно пахнут. Одноклассники негативно воспринимают такого ребенка, и он становиться изгоем. Такое положение в детском коллективе может спровоцировать возникновение у ребенка невроза, влияющего на его самооценку и поведение.

В другой семье мама и папа при детях постоянно выясняют отношения на повышенных тонах.Придя в школу, ребенок из такой семьи так же начинает решать все проблемы с помощью криков и истерик. Более того, у ребенка, измученного постоянными родительскими дрязгами, накапливается раздражительность, провоцирующая эмоциональные срывы,толкающие его на неадекватные поступки.

Примеры негативного влияния семейных проблем на самочувствие и поведение ребенка можно перечислять бесконечно. Но главное в том, что пока сами родители не исправят свое поведение и не изменят внутрисемейные отношения, никто ничего и никак в ребенке исправить не сможет.К сожалению, обращение к родителям изменить что-то в себе для спасения ребенка, в большинстве случаев вызывает с их стороны негативную реакцию.Поэтому стараясь помочь ребенку, находящемуся в трудной ситуации, педагог-психолог не всегда имеет возможность устранить причины возникновения этих «трудностей».

Следует вспомнить и о детях, страдающихфизическими недостатками. И такие детииногда нуждается в помощи педагога-психолога.

Мне кажется, чтов таких случаяхединственной реальной помощью ребенку может стать запуск в его сознании процессапсихологической защиты.Это поможет ребенку разрешить какие-то внутренние конфликты и изменить поведение.

Способовсоздания психологической защитымножество. Поэтому,для экономии времени читателей,остановлюсь на двух практических примерах,связанных с созданием психологической защиты через сублимацию.

Сублимация— форма психологической защиты, при которой вытесненная в бессознательное энергия не­реализованной потребности переводится в другой канал.

У женщины появился новый гражданский муж и она, родив ему ребенка, практически забыла о сыне и дочери от предыдущих отношений.Мальчик, ученик 4 класса,постоянно чувствует свою ненужность маме и очень эмоционально переживает ситуацию. В разговорах с учительницей и одноклассниками у него все чаще стали появляться темы одиночества, смерти и ухода из жизни. По запросу учительницы психолог начал работу с мальчиком.Во время бесед выяснилось, что он любит и жалеет свою младшую сестру. Это позволило психологу найти способ создания у мальчика психологической защиты через занятия с сестрой.Ему было предложено заняться развитием сестренки, обучая ее некоторым элементам методики «И.О.Д.». Конечно, упражнения были адаптированы (упрощены) под возраст девочки. Мальчик, позанимавшись с сестрой, осознал важность этих занятий и почувствовал себя необходимым для нее человеком. Занятия с ней доставляют ему удовольствие, а ее успехи приносят ему радость. Мальчик с удовольствием рассказывает психологу об успехах сестры и постоянно просит дать ему «для ее развития» новые упражнения.Эмоциональное состояние мальчика улучшилось,разговоры про смерть прекратились. Конечно, переживания из-за равнодушия мамы остались, но они смягчаются ощущением любви к нему со стороны сестры и чувством ответственности за нее.

Девятиклассник плохо слышит, поэтому не может регулировать силу звука своей речи и невнятно произносит слова. В классном коллективе имел статус «изолированного». На переменах всегда был один, а при проведении различных мероприятий одноклассники отказывались брать его в свою команду. Во время бесед с психологом подросток заинтересовался историей города. Тогда ему было предложено собрать материал по этой теме и создать презентацию для показа на уроках истории. Материал для презентации он подбирал сам. Готовая презентация была отправлена на сайт Pedsovet.su. Полученное свидетельство о размещении презентации на сайте было вручено подростку в присутствии одноклассников. Психолог рассказал учащимся класса о том, что это за сайт и кто и из каких стран на нем размещает свои работы. Было рассказано и о том,что не все презентации размешаются на сайте. Некоторое время назад был случай, когда презентацию созданную учениками школы сотрудники сайта возвратили авторам из-за низкого качества работы. Значит,размещенная на сайте созданная подростком презентация высокого качества и является показателем его мастерства.Так же было рассказано и о том,сколько учителей, посещающих сайт,сказали подростку спасибо за эту презентацию. После этой и других бесед, несколько одноклассников изменили свое отношение к мальчику в лучшую сторону и установили с ним хорошие отношения. Несмотря на то, что большинство одноклассников продолжает игнорировать подростка, он теперь в классе уже не один. После появления друзей подросток стал чувствовать себя более уверенно, повысилась его самооценка.Мальчик всерьез увлекся историей и у него появились друзья с таким же увлечением.

Приведенные примеры показывают необходимость работы педагога- психолога с детьми, находящимися в трудных ситуациях. К сожалению, много полезного времени необходимого для работы с детьми уничтожается заполнением всяческих бумаг и выполнением никому не нужных, но обязательных мероприятий. Но если педагог-психолог найдет возможность, несмотря ни на что, помочь хотя бы одному ребенку, значит его существование в школе оправдано.

Об авторе: Чепелев Леонид Анатольевич, педагог-психолог, учитель истории «Коминтерновской средней школы».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?