Елена Сафонова, 19.09.2022 0

Что год грядущий нам готовит: изменения в декабрьском сочинении в 2023 году


Вот уже несколько лет (с 2014 года) одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, которое является допуском к остальным испытаниям. Работа оценивается зачётом или незачётом (в соответствии с этим ученик получает допуск или нет); из пяти критериев необходимо для зачёта получить положительную оценку по трём, причём по первым двум – обязательно (соответствие теме и наличие аргументов).

С момента появления этого испытания школьники заранее знали пять «направлений», в рамках которых формулировались темы. Но с 2023 года нас ждут изменения.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Что поменяется?

Во-первых, новые темы создаваться уже не будут. Они будут выбираться из огромного банка уже готовых формулировок. Причём в 2022-2023 году попадутся темы из тех, что уже предлагались когда-либо в какой-либо период в каком-либо часовом поясе. А вот дальше будут темы, которые пока никому не попадались.

Во-вторых, место пяти направлений займут три раздела. В первом из них четыре подраздела, во втором и третьем – по три.

В-третьих, тем будет не пять, а шесть – по две из каждого раздела.

Где посмотреть темы?

Найти темы прошлых лет можно на ряде сайтов. Вот только пользы от этого ждать особо не приходится. Их просто очень-очень много. Каждый год формировалось по 36 комплектов: 12 часовых поясов, основной день и две пересдачи. В каждом комплекте по 5 тем. Сочинение существует с 2014 года. Считайте сами.

Тем не менее для тренировки темы есть смысл брать именно из этих списков. Как ни мала вероятность, что будет прямое попадание, она всё же существует.

Что за разделы? 

Раздел 1 назван «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». В качестве подразделов указаны следующие:
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 
1.3. Познание человеком самого себя. 
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

То есть в этом разделе скомпонованы темы, рассматривающие человека как личность, его особенности, нравственность и т.п. К этому разделу относится более половины всех тем, которые до сих пор использовались для формирования комплектов. Выбор колоссальный. Но это создает и проблемы при подготовке. Слишком большой охват смыслов и тематик.

Раздел 2 назван «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Его подразделы:
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 
2.2. Человек и общество. 
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

То есть в этот раздел попадут темы, раскрывающие взаимоотношения человека с социумом: семьёй, обществом, государством.

Таких тем намного меньше. Этот раздел выглядит более обнадёживающе. 

И, наконец, третий раздел – «Природа и культура в жизни человека» - охватывает остальные формы общения человека с миром.

Подразделы:
3.1. Природа и человек. 
3.2. Наука и человек. 
3.3. Искусство и человек.

Таких тем тоже сравнительно немного, а подготовка обещает быть наиболее продуктивной из-за относительно узкой ниши, в рамках которой они могут формулироваться.

На сайте ФИПИ имеются также комментарии к приведенным выше разделам.

Примеры тем

По первому разделу темы могут быть такие (беру наугад из старых комплектов):

  • Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  • Какой характер можно назвать противоречивым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
  • Что такое справедливость и милосердие?
  • Грех и раскаяние в жизни человека.
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Чему мешают и чему помогают сомнения?
  • Что для Вас является жизненным успехом?
  • Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?
  • Человек в критических обстоятельствах: проблема выбора. (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
  • Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания?

По второму разделу приведём такие примеры:

  • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Роль родительского наставления в жизни человека.
  • Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
  • «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
  • Что значит быть гражданином?
  • В чём может проявляться активная гражданская позиция?
  • Возможно ли общество, в котором все счастливы?
  • Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

А вот и примеры тем по третьему разделу:

  • Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
  • Способна ли природа давать подсказки человеку?
  • Почему картины зимы так интересны писателям?
  • Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
  • В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
  • Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
  • Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
  • Нужно ли классическое искусство современному человеку?
  • Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?

Что читать?

Порекомендовать что-то по первому разделу трудно. Или просто. Ведь проблемы личности, нравственности неизбежно поднимаются в любом произведении.

Наверное, стоит сосредоточиться на двух «направлениях»:

  • произведения классической литературы, где мы наблюдаем рефлексирующую личность («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого); добавила бы сюда «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, а из более актуального – «Дочь Ивана, мать Ивана» В. Г. Распутина, «Затеси» В. П. Астафьева;
  • очень современные произведения, которые поднимают очень актуальные проблемы или проблемы в современном аспекте: «Герда» Э. Веркина, «Дни Савелия» Г. Служителя, «Поезд в Тёплый край» С. Лукьяненко, «Сестра четырёх» Е. Водолазкина и всё, что прочли подростки самостоятельно.

Второй раздел – это тоже немало разнообразных смыслов. 

  • Работая над вопросом о взаимоотношениях поколений, семейных традициях и ценностях, можно обратиться к романам «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Дочь Ивана, мать Ивана» В. Г. Распутина.
  • Тема войны, исторической памяти раскрывается у того же Л. Н. Толстого, у В. Г. Распутина, у В. П. Астафьева в вышеназванных произведениях. Можно обратить внимание на «Облачный полк» Э. Веркина, «Пастух и пастушка» В. П. Астафьева, «В списках не значился» и «А зори здесь тихие…» Б. Васильева.
  • Взаимоотношения человека и общества можно рассматривать на примере различных антиутопий («О дивный новый мир!» О. Хаксли, «Мы» Е. Замятина и т.д.), да и классика даёт немало материала: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Ионыч» А. П. Чехова и многое другое.

Третий раздел явно рассыпается на три разных направления:

  • «Человек и природа» - «Прощание с Матёрой» В. Распутина, «Затеси» В. Астафьева, «Кукла» Е. Носова (также вопросы нравственности и памяти), «Акварельные краски» К. Паустовского, «Новая, новая сказка» С. Лукьяненко и т.д.
  • «Человек и наука» - также различные антиутопии, «Не оставляй меня» К. Исигуро, «Соотношение сил» П. Дашковой и прочее.
  • «Человек и искусство» - это и образ художника («Портрет» Н. В. Гоголя, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова), и значение искусства для человека («Мелодия Чайковского» В. Астафьева, «Старый повар» и «Телеграмма» К. Паустовского).

В целом же можно сказать, что стиль подготовки одиннадцатиклассников к итоговому сочинению, видимо, стоит изменить, ориентируя их в большей степени на высказывание собственного мнения по существу проблемы, поднятой в теме. Помощь учителя, по-видимому, будет сосредоточена на помощи в подборе и интерпретации литературных произведений, так как разработка типичных тем теперь затруднена.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?