Ольга Патутина, 29.06.2015 0

Эссе "Что необходимо изменить в моей педагогической деятельности в связи с необходимостью реализации системно-деятельностного подхода?"


Знания в курсе математики я рассматриваю не как самоцель, а как средство развития мышления ребят, их творческих способностей и мотивов деятельности. Поэтому необходимо ставить перед собой цель — обеспечить необходимый и достаточный уровень усвоения систематизированных знаний по математике через исследования, которые, возможно, приведут школьников к стремлению к самообразованию и самореализации каждого из них как личности.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Эффективным средством развития познавательной и исследовательской  деятельности является творческая деятельность. К сожалению, у многих школьников низкие способности к творчеству, и я надеюсь, что смогу привлечь хотя бы немногих из них.

Я считаю, что необходимо использовать элементы исследования на уроке математики. Что для этого нужно изменить?

В 5 классе на уроках можно использовать научную литературу для доклада каких-то исторических справок, например, о единицах измерения длин, знакомства со  знаменитыми математиками, и, конечно, текстовые задачи. Например: «Расстояние между машинами, едущими по шоссе, равно 200 км. Скорости машин 60 км/ч и 80 км/ч. Чему будет равно расстояние между ними через час?». Условие содержит неопределенность, и обучающийся должен рассмотреть все возможные варианты. Он выдвигает гипотезу и стремится ее доказать или опровергнуть. Если правильно выстроить беседу, то можно получить желаемые рассуждения и умозаключения от обучающихся. Но чаще всего школьники затрудняются в этом, и решение содержит один возможный вариант.

Во внеурочной деятельности с обучающимися можно включить для рассмотрения темы, не входящие в учебный план. Хорошей темой для развития мышления, умения обобщать, проектировать являются темы «Решение уравнений с двумя переменными в целых числах», «Решение квадратных уравнений с параметром». Здесь можно реализовать учебное исследование  через практическую работу, чтение, использование графиков. В своей работе надо выбирать такие задачи, которые позволяют учащимся подойти к ее решению с разных сторон, указать несколько ее решений. Необходимо ставить школьников в такие условия, чтобы они умели проводить исследование при рассмотрении каждой задачи.

На уроках математики мне нужно создавать проблемные ситуации, где обучающийся проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. В 9-х классах при подготовке к ГИА. Развитию их навыков самообразования и теоретического мышления способствуют уроки-практикумы. На них предлагаются либо группе, либо каждому обучающемуся набор задач (задачи можно взять из сборников с материалами экзаменов предыдущих лет). И как учитель выступить в роли консультанта и координатора.

В 10-11 профильных классах использовать такую форму организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательских задач с неизвестным заранее решением.

Основа моей педагогической деятельности — это не простое накопление учащимися математических знаний и отработки умения решать задачи повышенного уровня сложности, а также сотрудничество ученика и учителя  по исследованию каждой математической задачи.

Внеурочная исследовательская деятельность является для учащихся одной из самых сложных видов деятельности. Многим из них нужна конкретная помощь в постановке цели и задачи  самой работы. Им сложно сделать выбор основного материала для своего исследования, а также на первых этапах сложности возникают в оформлении самой работы.

При исследовательской деятельности у  школьников повышается интерес к изучению предмета, они получают навыки самостоятельного приобретения знаний, развивают умение планировать свою деятельность, совершенствуются в поисково-информационной деятельности.

В заключении хочу обратить внимание на то, что вначале педагогу необходимо самому поменять свой взгляд на систему преподавания, а только потом начинать эту работу с учащимися.

Об авторе: Патутина Ольга Федоровна,  учитель математики, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?