Ольга Сахарова, 01.07.2015 0

Эссе "Размышления об образовании"


Именно такой учебный год у меня закончился. «Мои мальчишки» сдали экзамены за курс основной общей школы. Сдали экзамен по русскому. Сдали на «5». Все трое! И я горжусь ими. Не результатами, а именно ребятами. Ибо сам экзамен — это легкий этап испытаний. Гораздо труднее было «до»...


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Помните, в «Сказке о царе Салтане…» изумленные корабельщики рассказывают царю о чуде:

В море остров был крутой,
 Не привальный, не жилой;
 Он лежал пустой равниной;
 Рос на нем дубок единый;
 А теперь стоит на нем
 Новый город со дворцом,
 С златоглавыми церквами,
 С теремами и садами…

Для купцов этот город появился в одночасье. Но матушка Гвидона знает цену этой красоты: пришлось пережить предательство сестер, страх перед морской стихией, отчаяние от невозможности дать своему ребенку необходимого физического комфорта, с молчаливым достоинством принять решение сына оставить их без еды, а после покорно отойти на второй план, позабыв о собственных амбициях. Но и награда велика: жизнь в граде том потекла спокойно, размеренно, достойно.

Изумительная аллегория нашей учительской доли: преодолевая и предвосхищая, откатываясь назад и карабкаясь вверх, мы выстраиваем систему общения с детьми. Ибо знания — не самоцель, они лишь тот красивый город, который Царевна-Лебедь выстроила для Гвидона. Главное — умение жить в этом городе, общаясь с теми, кто рядом.

И как в сказке Пушкина, нам порой лишь мешают те, кто рядом: родители, администрация, чиновники. Но как в сказке, мы не просто прощаем их, а забываем обо всех кознях, когда добиваемся взаимопонимания с нашими детьми. И нет для учителя более счастливого момента, чем тот, когда начинается совместная работа с любимыми учениками. И самые замечательные года те, когда из несмышленышей-пятиклашек они превращаются в самостоятельных и мудрых единомышленников-выпускников.

Именно такой учебный год у меня закончился. «Мои мальчишки» сдали экзамены за курс основной общей школы. Сдали экзамен по русскому. Сдали на «5». Все трое! И я горжусь ими. Не результатами, а именно ребятами. Ибо сам экзамен — это легкий этап испытаний. Гораздо труднее было «до»...

...Началось все 6 лет тому назад, когда после 20 лет работы в обычных общеобразовательных школах мне захотелось что-то изменить в своей жизни. И Вселенная услужливо подобрала вариант: меня пригласили работать в школу, где обучаются дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья): с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Предложение неожиданное, странное; но, сходив «в гости», взвесив все «за» и «против», я его приняла.

На первых порах казалось все просто: детки больны, легко устают, особых учебных и профессиональных перспектив (как это ни печально!) у них нет. Значит, ходят они в школу для социализации, а моя забота — сделать их пребывание в школе комфортным. Нагрузка для учителя чисто физическая, ибо из трех ребят в классе один передвигается на коляске, один с ходунками, один при поддержке за руку. Ручки хорошо работают у одного, плохо у второго, не работают вообще у третьего. Говорят хорошо двое, один говорит плохо, крайне неразборчиво. Значит, подать, написать, поднять, накормить, перевезти, достать, убрать — и немного поучить.

Но в таком ритме я продержалась несколько дней. А дальше началось то, что в простонародье называется ломкой. Я оказалась «зависимой» от прежних установок: могу-хочу-должна научить. Выяснилось, что этим деткам я стараюсь дать все, как и здоровым. Требую от них, как привыкла требовать. Жду результата — и… получаю его. С одной стороны, для детей это непомерная нагрузка. С другой стороны, они получают истинное удовольствие от собственных успехов. Кроме того, ломать себя взрослому человеку, переделывать под систему занятие бесполезное и неперспективное. Но ведь речь идет об особенных детях! Разумна ли такая нагрузка? Раздумья, советы с давно работающими в этой школе учителями, задушевные беседы с дочерью. И принятое решение: буду учить их так, как умею. Буду давать все, как привыкла. А там посмотрим.

Нетрудно представить, как ликовала моя душа, когда в конце 8 класса я услышала просьбу: «Готовьте наших детей к ЕГЭ, пожалуйста!» И вот два года очень серьезной работы. И уверенно чувствующие себя в материале обучающиеся. Словно нет болезней, пропусков занятий из-за операций или физической невозможности приехать в школу.

В преддверии экзаменов к нам на урок приходит заместитель директора по учебной работе. И уходит в недоумении: как дети могут так много знать? И зачем им это знать, если сдавать экзамен они будут в формате изложения с творческим заданием. Ответ на этот вопрос у меня уже давно продуман: ребятам нужны не столько знания тех мелочей, которые мы отрабатываем на уроках. Гораздо важнее понимание того, что язык — это не хаотичный набор странных правил, а строгая система, в которой они могут легко ориентироваться. А еще важнее то, что в процессе нашей работы развивается логика, речь, память, формируется умение работать с незнакомым материалом и находить пути решения всевозможных задачек, которые так добросовестно подсовывает нам русский язык.

Это официальный ответ. Но есть еще один, который живет в моих мечтах и в наших задушевных разговорах с ребятами. Нам очень хочется, чтобы они могли позволить себе такую роскошь, как сдача ЕГЭ. К сожалению, на данный момент такой возможности нет у них, так как двое физически не смогут поставить значок в клеточке бланка ЕГЭ. И всем троим не хватит отведенного времени, так как пишут они медленнее, чем дети без физических особенностей. Не учитываем трудности, которые придется преодолеть для того, чтобы добраться до пункта сдачи, так как с этими проблемами мы все же научились справляться.

Но мы не унываем. До окончания школы у нас еще два года. И мы верим в изменение ситуации. Надо-то всего лишь создать компьютерную программу, которая позволит ученику заполнить бланки ответов с помощью клавиатуры. Что будет под силу всем моим великим труженикам. И продумать вопрос о сопровождении детей с ОВЗ во время экзамена. При этом не бояться того, что взрослые используют эту возможность для подсказок, потому что, если ребята решат сдавать выпускной экзамен в формате ЕГЭ, это будет их осознанное решение и им будет важно сделать все самим, чтобы убедиться в своих силах, в том, что они смогли преодолеть болезнь, немощь, равнодушие, лень... Для людей с ОВЗ это гораздо важнее формальной оценки за работу.

Мы верим: у нас все получится. Вселенная услышит нас, и то, что сейчас воспринимается как сказка, станет доступной реальностью.

Об авторе: Сахарова Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 616 Адмиралтейского  района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика».

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?