Эссе "Моя педагогическая философия, или Каким сегодня должен быть учитель?"
Я им рассказываю о гражданской войне, об отмене крепостного права, а они запоминают только самое интересное. Я им придумываю задания, а они зазубривают правильные ответы. Умного, всесторонне развитого человечка, гражданина и патриота не получается сделать. И потом, только потом я поняла: насильно ребенок не получит никакие знания. Нельзя же, например, взрослого человека заставить быть умным, внимательным и добрым.
А как это сделать? И ответ нашелся. Главное — научиться учиться сначала себя, а потом и детей, как это делали гениальные учителя прошлого (Выготский, Корчак, Сократ). Л.Н. Толстой писал: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей».
А чтобы иметь право учить детей, надо стать учителем-мастером, который вел бы за собой детей. Великие музыканты начинали свою музыкальную "карьеру" с простых аккордов и этюдов. А настоящий учитель тоже разучивает этюды, осваивает приемы — только это педагогические этюды и приемы, педагогические технологии (то есть идеальные модели, где совмещаются все представления о результатах процесса и способах его достижения). Главное, чтобы учитель знал свою цель. «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для него нет попутного ветра» (Сенека).
Для себя я поняла: главная цель учителя — не только хорошо знать свой предмет, но и мотивировать процесс познания у детей.
Главные в моем деле — дети как личности, с собственным видением мира, со своими интересами, возможностями, чувствами.
Главные принципы — уважение к другому, признание ценности человека как личности, признание право каждого на свободу и развитие.
Вот это действительно мое, вот они главные моменты в моем педагогическом процессе: Ученик — центральная фигура.
Главное — деятельность познания, развития мышления.
Приоритетным становится — самостоятельное приобретение и применение полученных знаний, а не просто воспроизведение готовых.
Главное для развитии личности — совместные размышления, дискуссии, исследования, открытость и терпимость к противоположному мнению.
Нужно помочь человечку — научить его учиться.
История на опыте показала, что образование — одна из главных функций человеческой жизни. И может быть, в каком-то смысле, образование сделало человека человеком; создало условия для развития. Для диалога между поколениями, чтобы в дальнейшем приумножить человеческие возможности и способности. А я, учитель, должна быть активным участником этого диалога. И как же мой ученик распорядиться тем наследством, культурой и ценностями, которые ему достались, во многом зависит от меня, от моих поступков, мыслей и от тех, кто сегодня стоит у школьной доски.
Об авторе: Нейман Марина Николаевна, учитель истории МБОУ «СОШ № 30 с УИПОО «Физическая культура» г. Нижневартовска Ханты-мансийского автономного округа».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.