Эссе "Герой нашего времени: тот, кому мы нужны. Роль школьной психологической службы в преодолении трудностей молодых педагогов"
Согласно статистике, менее половины выпускников современных педагогических ВУЗов собираются реально работать в системе образования хотя бы несколько лет; остаться же в школе на длительный срок планируют лишь считанные единицы. Для того, чтобы в сегодняшних условиях осознанно выбрать себе нелегкую стезю школьного учителя, студент должен быть подлинным оптимистом, энтузиастом и бессребреником. На деле, молодой специалист, приходящий в школу с намерением проработать в ней долгие годы, как правило, не вполне адекватно представляет себе реальные условия и особенности учительского труда.
Довольно быстро радужные мечты и надежды новоиспеченного учителя, его стремление нести детям знания, формировать их характер, сталкиваются с полосой препятствий, благополучно пройти которую суждено далеко не всем. К заранее ожидаемым и вполне предсказуемым проблемам в виде низкой оплаты труда, плохого материально-технического обеспечения уроков, добавляется ряд «сюрпризов». Здесь могут быть и тяготы классного руководства (что греха таить, молодым нередко отдают самые проблемные, «трудные» классы, от которых отказался уже не один опытный учитель), и необходимость собирать денежные средства в материальный фонд класса и школы (родители учащихся почему-то не проявляют здесь должного рвения и во всеуслышание мстительно называют сей благородный процесс «поборами»), и растущее нежелание детей учиться, обесценивание знаний. Помимо этого, педагогу приходится принимать на себя неослабевающие ручейки грязи, регулярно льющиеся на гордое звание учителя со стороны некоторых сомнительных телепередач. Довольно быстро к молодому специалисту приходит ощущение неуспешности, ненужности своего труда, его полной бесперспективности.
Конечно, любому опытному педагогу также приходится нелегко. Однако, у него перед молодым специалистом целый ряд преимуществ. За его плечами многолетний стаж работы в школе, сформированная стратегия взаимодействия с учащимися и их родителями, навыки решения конфликтных ситуаций. Он, как правило, уже нашел свое место в жизни, самореализовался, имеет мощную опору и эмоциональную поддержку со стороны семьи, собственных детей. У молодого же учителя с каждым днем возрастает соблазн уйти из школы в менее проблемную сферу деятельности, не столь эмоционально затратную, более престижную. Хочется чувствовать себя успешным, видеть непосредственные результаты своего труда, получать за них достойную оплату. Надоедает краснеть, на вопрос бывших одноклассников «Кем работаешь?» виновато отвечая «Учителем в школе».
Приоритетные социальные проекты, растущие инвестиции в сферу образования пока не могут поднять престиж и привлекательность учительского труда. Молодежь не желает работать в школах, и над школами завис дамоклов меч нехватки кадров. Вот и получается, что не от политиков и финансистов, а именно от молодых специалистов–учителей зависит сегодня будущее российского образования.
Выпускник ВУЗа, приходящий работать в школу, с первых дней нуждается в квалифицированном психологическом сопровождении, и наша задача – помочь ему не сломаться, выстоять и закрепиться в единожды избранной им профессии на многие годы. Мы, психологи, не должны культивировать у молодого специалиста иллюзии будущей безоблачной деятельности в стенах школы, а уж тем более – собирать по крупицам остатки его оптимизма, рассыпающегося от столкновения с неласковой школьной реальностью. На месте разбившихся вдребезги розовых очков нам следует помочь учителю выстроить объективное и взвешенное представление о проблемах и перспективах современного образования, отыскать свое место в сложной структуре школьных отношений, увидеть свой неоценимый вклад в интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, осознать результативность своего труда. Одним из способов реализации этой цели я вижу организацию тренингов эмоционального выгорания и групп встреч для молодых специалистов разных школ. Опыт общения с молодыми коллегами поможет учителю увидеть, что он не одинок в своих проблемах, даст возможность получить эмоциональную и методическую поддержку своего труда, выработать общие пути преодоления трудностей.
Герой нашего времени – это человек, ежедневно совершающий важнейший социальный подвиг: приходящий в школу и, невзирая на проблемы, реализующий свое педагогическое призвание. Герой нашего времени – молодой специалист-учитель, и мы, психологи, очень ему нужны.
Об авторе: Терешина Ольга Николаевна, педагог-психолог, учитель общественных дисциплин, МБОУ "СОШ №34" г. Брянска.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.