Елена Пегова, 31.10.2015 0

Эссе "Моя педагогическая философия. Что для меня образование?"


Что для меня образование?.. Долго шла к написанию этого эссе, все обдумывала, подбирала слова, старалась взглянуть на свои мысли и чувства со стороны. И в один прекрасный момент в моей голове возникло четкое осознание моего отношения к образованию. Для меня образование — это образование новой личности. Учителя – это высококвалифицированные инженеры, трудящие в цехах по созданию Личностей. Личностей становящихся субъектами отношений и сознательной деятельности. Личностей — субъектов социокультурной жизни, носителей индивидуального начала, самораскрывающихся в контексте социальных отношений. Личностей добрых, готовых к жизни.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Но так как образование включает в себя гораздо большую работу, чем сборка деталей, то и требований к субъекту труда – учителю, гораздо больше, чем к инженеру I разряда. Процесс взращивания новой личности проходит путем контакта состоявшейся личности с растущей, и эта взрослая личность должна быть зрелой, сознательной, целостной, чтоб суметь воспитать достойного члена общества.

Педагог, на мой взгляд, в первую очередь должен обладать не знаниями, их можно и в книжках почерпнуть, а умением жить в современном мире в гармонии с ним, должен обладать опытом и мудростью, которые хочет передать учащемуся.

Самое главное в образовании новой личности — это взращивание в ней ценностей. Ценностей честности, ценности любви, ценности чистоты, ценности своего и чужого труда, ценности семьи, ценности родины. А для того чтоб взращивать их в воспитанниках, педагог должен сам ими обладать. И когда он ими обладает, он транслирует эти ценности детям в каждом слове, жесте, поступке, и, иной раз, даже не замечая, этим самым уже делает вклад в будущего Человека.

А еще для меня наиболее важным кажется позиция, которую занимает педагог и на какую ставит своих обучающихся. Есть педагоги, которые стремятся занять позицию сверху. Они — довлеющий субъект, стремящийся влиять на детей своей властью, силой, позицией.

Такие случаи не часты, но бывают педагоги, занимающие позицию снизу. Эдакое всепозволяющее безвольное отношение к детям, когда им позволено все, а учитель только разводит руками: «Они же дети…Как можно им запрещать, как можно их наказывать?!»

Я сторонник занимать позицию на равных. Так называемая партнерская позиция. Когда я обладаю всеми правами педагога, личности, женщины, и мой ученик обладает всеми правами личности, ученика, ребенка. Я позволяю учащемуся что-то не знать, забывать, быть не в настроении, но и себе позволяю негодовать, злиться, ставить заслуженные низкие оценки. И эта позиция ценна для меня тем, что я могу больше дать, а ученик может больше взять , когда понимает, что я товарищ. Я не пришла сегодня на урок, чтоб требовать, довлеть или удовлетворять его потребности и желания, позабыв о процессе образования, а пришла поделиться всем тем, что есть у меня.

Это невероятно трудно оценивать себя со стороны и понимать, что ты иной раз не достаточно точен в своих методах воспитания, что твои личностные качества, потребности побеждают общественные требования, что ты не тот идеальный мастер, в руки которого можно отдать зреющее сознание человека. И ты учишься…

Ты читаешь, исследуешь себя, посещаешь мастер-классы, сама выступаешь перед коллегами. Выслушиваешь критику, сама себя осуждаешь и стараешься, стараешься, стараешься…

И вот уже по-другому смотришь на детей, по-другому говоришь, по-другому ведешь урок, по-другому оцениваешь их работу. Все меняется, стоит измениться одной маленькой детали в моем видении процесса образования, меняется и весь огромный мир школы, и это неизбежно, ведь все имеет значение. Надо только быть неравнодушным, переживать душой и быть профессионалом своего дела, в чем нет предела для совершенствования.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?