Но моя страсть — это куклы, которые я с удовольствием шью, каждый раз добавляя какую-то изюминку, отличающую одну куклу от другой, и раздариваю соседским ребятишкам. Почему дарю? Да разве может быть что-то удивительнее, чем осознание, что твое «детище» радует кого-то, делает счастливее, а это видно по глазам девчонок, с трепетом держащих моих куколок в руках. А слышать «спасибо, девонька» от родителей, оставляющих на меня ораву ребятишек, с которыми я играю, мастерю, учу их и учусь сама. Разве это не может не доставлять радость?
Много воды утекло и лет пролетело с тех счастливых дней, но до сих пор в моей душе сохранилось то прекрасное чувство осознания нужности и значимости. Именно тогда, в те теплые летние деньки, как мне кажется, и определилась дорога, по которой я иду уже много лет, и, как и много лет назад, вокруг меня дети, которых я учу и учусь от них сама.
День за днем я прихожу к своим ученикам, общаюсь с ними, делюсь мыслями и опытом, отдавая этим юным созданиям все свои знания и умения. Открывать новое в обыденном, видеть глубокое в простом, замечать удивительное в скучном, постигать непостижимое — вот то, чему я пытаюсь научить своих воспитанников. Именно поэтому я считаю своим педагогическим кредо фразу: «Не бывает скучных дел — бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку, давай творчество!» Мне кажется, что педагогическое мастерство как раз и заключается в умении увлечь учеников работой, пусть даже самой скучной и кропотливой.
Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления». Но как это можно применить на практике? Приходить на занятие в рыжем парике и клоунских ботинках, надеясь, что это-то точно заинтригует любого? Да нет же, для этого существует масса нетрадиционных форм занятий, позволяющих изжить скуку, рутину, разбудив, наоборот, интерес и стремление к деятельности.
Для меня очень важно, чтобы каждое занятие проходило под таким углом, когда любое привычное становится удивительным. Да, именно удивительным, так как хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное, поиск и создание которого может удерживать интерес ребенка в течение длительного времени.
А если на занятии к созданию удивительного еще добавить фантастическое, то вообще создается необычная атмосфера: перемещение из реального в волшебное. И вот то, что буквально пять минут назад не вызывало никакого интереса, превратилось во что-то загадочное и сказочное, а это уж точно вызывает бурю эмоций и восторг.
Вчера мы посетили фантастическую планету, а сегодня создадим растение или животное, которые там могут находиться. А может, перенесемся на машине времени назад в прошлое и рассмотрим изучаемое нами глазами древнего грека или римлянина?
Путешествие во времени нас утомило, тогда проведем урок мудрости, откровения: подумаем, поспорим, ведь именно в споре рождается истина, при этом каждая сторона должна на деле доказать свою правоту, создав то, что до них еще никто не создавал.
Рыцарский турнир, деловая игра, КВН, и так каждый день что-то новое, интересное, развивающее.
На таких нетрадиционных занятиях, возможно, на первый взгляд кажущихся не всегда серьезными и подходящими, появляются такие шедевры, созданные руками ребят, которые не стыдно представлять на выставках и конкурсах разного уровня. Каждое изделие — это душа, мысли, надежда, терпение и труд его маленького автора.
Каждый день, прожитый совместно с моими учениками, их горящие глаза побуждают меня к поиску нового, к творчеству, профессиональному росту и саморазвитию. Мне хочется найти новые подходы, методы, способы, сделать одно занятие не похожим на другое, заинтересовать и мотивировать ребят.
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя — быть скучным», и это действительно так: неинтересный педагог не сможет увлечь ребенка, повести его за собой по дороге открытий и свершений.
И вот я опять спешу туда, где очень трудно, но интересно, где хлопотно, но познавательно, где шумно, но удивительно. Туда, где понимают, что ребенок — это «факел, который нужно зажечь».
Все чаще я осознаю, что выбор, сделанный еще в детстве, правильный, я не вижу себя на другом пути. Я благодарна своей профессии за мир каждодневных удивительных открытий, за радость и ожидание, за переживания и взлеты, за осознание своей полезности и сопричастности к судьбам тех, кого учу творчеству. Ведь одновременно с тем, что я учу их «работать» руками, я пытаюсь вложить в их сердце и душу понимание прекрасного, терпение, доброту и отзывчивость, умение находить правильное решение в любой ситуации. При этом я и сама, общаясь со своими учениками, постоянно получаю взамен новые знания, теплоту и благодарность. А что еще педагогу надо?
Об авторе: Чепурненко Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр творчества и развития №1" структурное подразделение "Метеор".
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.