Марина Шаповалова-Спиридонова, 10.03.2016 0

Эссе "Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим"


«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Эти слова принадлежат выдающемуся английскому писателю XIX века Чарльзу Диккенсу. А что значит усовершенствоваться? Согласно толкованию С.И. Ожегова, это означает становиться лучше, повышать свои знания, улучшать свои навыки, мастерство в чем-либо, идти вперед».


Обсудить статью Опубликовать свой материал

А если учитель в совершенстве знает предмет, опытен, то казалось бы, зачем ему совершенствоваться? Неоспорим тот факт, что современный мир предлагает свою, совершенно безумную скорость развития и появления новых и развитие уже существующих технологий, таких как информационных, педагогических и др. Особенно кардинальные изменения произошли с введением новых образовательных стандартов, в которых существенно изменилась роль учителя и ученика. Привычная и годами отработанная схема взаимодействия с учащимися теперь подразумевает стратегию сотрудничества и наставничества, активное внедрение проектной деятельности в учебный процесс. Роль учителя подразумевает сопровождение, тьюторство. Именно это и является мотивом для самосовершенствования учителя, поскольку во взаимодействии с учеником ему требуются новые знания, новые компетенции. Подобные идеи высказывал древнеримский философ и поэт, Луций Анней Сенека, который утверждал, что «Уча других, мы учимся сами». Например, для успешного ведения проектной деятельности с учениками, учителю необходимо сначала самому овладеть данным видом деятельности, уметь выделять цели и задачи, критерии оценивания и т.д. Обсуждая на первых занятиях тему будущих проектов, учитель дает понять ученикам, что это должны быть личностно значимые для учащихся темы.

Полагаю, что если у педагога есть стремление совершенствоваться и он активно развивает профессиональные компетенции, то и ученики его преуспевают в учении и овладении новыми знаниями, поскольку благодаря учителю в их руках появляется инструмент — универсальные учебные действия — для умения учиться, а именно: анализировать, обобщать, подводить под понятие, т.е. все те навыки, которые обеспечивают метапредметную составляющую образования.

Одним из требований новых образовательных стандартов является активное использование электронных образовательных ресурсов. Они могут быть представлены, например, в виде дистанционной поддержки учебного курса. Но для внедрения их в дополнение к традиционной классно-урочной системе учитель должен сначала овладеть основами их проектирования и моделирования. Только активное взаимодействие со своими учащимися позволяет учителю понять степень успешности овладения им теми или иными навыками. Именно благодаря обучению своих учащихся приемам работы в созданных дистанционных курсах поддержки своего предмета, можно сказать, оправдано ли их создание и эффективен тот или иной курс. То есть учитель совершенствует свою и развивает компетенцию своих учеников.

Ярким примером взаимного обучения можно считать опыт по налаживанию коммуникации учащихся друг с другом. Так для меня был открыт мир социальных сетей, в которых дети проводят большую часть времени. Результатом нашего взаимодействия и моего погружения в их мир общения стала налаженная, эффективная и быстрая коммуникации с ними, что позволило расширить возможности общения лично для меня, а так же стать ближе к ним.

Неотъемлемой частью учебного процесса стала проектная деятельность, что предполагает представление конечного продукта и защиту выполненной работы, отчет о которой обычно выполняется в виде презентации. Пытаясь помочь своим детям создавать яркие и запоминающиеся презентации при изучении школьных предметов, возникла необходимость освоить самой этот вид деятельности.  Итогом нашего взаимодействия стало овладение учащимися навыками создания онлайн презентаций с возможностью редактирования и комментирования их работ учителями-предметниками.

Хотя выражение «Уча других, мы учимся сами» находит более яркое выражение в работе учителя в качестве предметника (поскольку, стремясь максимально доступно объяснить ученикам материал, порой сам для себя открываешь что-то новое), в работе классного руководителя такое явление тоже существует. Например, проводя классные часы по той или иной теме, я иногда сама погружаюсь в мир открытий.

Работа классного руководителя ежедневно связана с разрешением различных психологических проблем и конфликтов, например трудностей коммуникации учеников друг с другом. Здесь на помощь классному руководителю приходит совершенствование психологических приемов, что в свою очередь может быть с успехом перенесено им на взаимодействие со своими коллегами.

Подводя итог вышесказанному, выражаю полное согласие со словами нашего современника Али Апшерони (19.07.1962), выдающегося ученого, гуманиста, мыслителя: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Стремление совершенствоваться — залог успешной деятельности учителя и его учеников.

Об авторе: Шаповалова-Спиридонова Марина Владимировна, учитель английского языка, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 717".

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?