Храбрость в военном деле понятие наиважнейшее. Но Александр Васильевич отчего-то говорит и об искусстве, причем и первенство отдает именно ему. Ясно, что говорит он о воинском искусстве — умении не только просчитывать ходы, но тонко чувствовать, почти как художник вымеряя перспективу, подбирая оттенки. Ведением битвы, следовательно, правит не только и не столько разум, а нутро, то самое, что движет скульптором или композитором, когда они подбирают следующий элемент в свое произведение.
Любой вид человеческой деятельности можно превратить в искусство. Искусство — как полет над повседневностью, как выражение себя через свои произведения. В таком случае, отчего не назвать профессию учителя искусством? Учитель ежедневно творит, создает и проявляет свою суть через свои уроки. Учитель рисует и лепит фигуру идеального человека в лице своих учеников.
Что же есть искусство? Может, быть, это способность создавать что-то новое, следуя собственному вкусу и понятию о прекрасном? Может быть, искусство — попытка всякого, приобщенного к нему, убежать от будничной реальности, воплотить идеальный, лишенный привычной неуклюжести мир? Одно мне ясно точно: искусство — это всегда красота. Не в том смысле, что искусство приносит лишь эстетическое наслаждение, а скорее в том, что оно всегда воплощение человека. А человек, на мой взгляд, — самое прекрасное произведение природы.
Нам кажется, что художник, создавший прекрасную картину, к примеру, Рафаэль и его «Мадонна с младенцем», — счастливец, награжденный Божьим даром не только видеть прекрасное, но и мастерски переносить его на холст. Микеланджело говорил, что для создания своих скульптур он только брал камень и отсекал от него лишнее. Дали «видел» сюжеты своих картин во сне. Ослепленные завистью, мы можем подумать, что жизнь несправедлива, выбрав не нас, чтобы щедро одарить талантом. Думать так бессмысленно и даже кощунственно. Потому что в каждом человеке искусства сидит ремесленник, методично отрабатывающий навыки и приемы, обтесывающий миллионы камней, чтобы в итоге иметь умение и храбрость создать своего «Давида».
Я не верю в гениев от рождения. Вернее, я верю в то, что каждый из нас и есть этот гений. Но нам кажется, что их единицы только потому, что абсолютному большинству не хватает упрямства, усердия, терпения, одним словом внутреннего огня, чтобы сжечь в себе ремесленника и переродиться в художника. Художник без ремесла — «медь звенящая», он пускает искры, издает выкрики вдохновения, но никогда в нем не горит ровное пламя и не льется песня.
Я считаю, что любое дело должно начинаться с ремесла, а заканчиваться искусством и не прав тот, кто старается перепрыгнуть ступень.
Учитель, как художник — обладатель набора инструментов, ученики — произведения, им созданные. Я считаю, что каждый учитель должен владеть всеми своими инструментами идеально, он должен оттачивать свое мастерство ежедневно и со всей душой, вкладывая себя в каждый штрих. Он должен пробовать снова и снова, находя именно тот, единственно верный угол наклона кисти, который приведет к созданию идеального оттенка цвета. Он должен стать абсолютно уверен, что знает, какой метод приведет к образу, созданному пока только в его голове.
Чтобы стать настоящим учителем, придется быть расчетливо-храбрым художником-ремесленником. Проще говоря, быть учителем — значит воплощать в себе невозможное.
Об авторе: Зайнуллина Гузель Сайриновна, преподаватель отдельной дисциплины иностранный язык (английский), Федеральное государственное казенное образовательное учреждение "Тюменское президентское кадетское училище".
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.