Эссе "Образование XXI века: каким ему быть? Почему нужно менять социальный статус учителя"
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.
Адольф Дистерверг
По моему мнению, для государства должны быть одинаково важны оба аспекта деятельности школы: как образовательная, так и воспитательная. И на вторую часть должен быть поставлен акцент.
Любая страна состоит из людей. И какие это люди — за это отвечает школа. За это отвечаем мы — педагоги. В школе мы растим, формируем новых личностей, и какими они будут, когда мы станем немощными — зависит от нас сейчас: если мы их стыдим — они будут стыдить и упрекать нас, если мы от них хотим отделаться — они будут хотеть того же. Если мы их поддерживаем, верим в них, помогаем им, гордимся ними, позволяем им расти рядом с нами в любви; направляем их к добру и достижениям своим достойным примером — на смену нам вырастет достойное поколение.
Но нельзя всю ответственность брать на себя. Мы ведь работаем не в закрытых интернатах — наши дети смотрят любые каналы по телевизору, пользуются интернетом так, как считают нужным. Не говоря уже о влиянии улицы. И очень часто все это происходит без контроля взрослого, ответственного, уважаемого человека.
Так как мы все живем в социуме, где средства массовой информации превратились фактически в средства массового поражения, нельзя отрицать воспитательное, а чаще негативно-пропагандистское воздействие СМИ на неокрепшую детскую психику. И первый разрушающий момент — подрыв авторитета учителя. А как не терпит природа пустого места, так не терпит и детское сознание состояния без авторитета. Если это место в мировоззрении ребенка не закрепилось за педагогом, то оно закрепится за крутым хулиганом или отчаянным нарушителем порядка, если таковые лихие примеры он регулярно будет видеть и т.п.
Поэтому, по моему мнению, чем выше социальный статус учителя в обществе, тем более положительной будет воспитательная динамика школы.
Для этого следует:
- поднять ставку учителя выше средней зарплаты на производстве, лишив учителя необходимости брать на себя лишнюю нагрузку и репетиторство — благодаря этому в школе останутся не только старые патриоты, но придут и молодые, действительно талантливые люди;
- учитель должен работать только на ставку, не более, получая за это достойную зарплату (для качественного выполнения своих обязанностей, этих обязанностей и так много);
- классным руководителем должен быть штатный воспитатель, а не учитель-предметник.
- проходить курсовую переподготовку нужно с полным отрывом от повседневной жизни, возвращаясь на несколько месяцев на студенческую скамью, нисколько не теряя в зарплате — дабы избежать профессионального выгорания и способствовать профессиональному росту. На учителях нельзя экономить: умный, интеллигентный, образованный и спокойный учитель — залог великого будущего великой державы;
- школа не должна быть огромной безликой страной: каждый учитель, работающий в школе должен знать каждого ребенка, и наоборот. Это усиливает педагогическое воздействие.
И в заключение хотелось бы отметить, как бы часто мы ни модернизировали образование, значение личности и авторитета учителя никто и никогда не сможет ни заменить, ни отменить. Мы можем менять содержание образования, мы можем требовать соблюдения новых стандартов, но никогда не сможем написать инструкцию о том, как сделать десять лет жизни ребенка счастливыми годами школьного детства.
Именно этот восхитительный момент ложится на плечи талантливого, влюбленного в свою стезю настоящего педагога. И задача государства в XXI веке помочь учителю выполнять эту миссию с радостью и вдохновением, чтобы вырастить счастливое и умное поколение, знающее свои корни, любящее свою культуру и создающее действительно светлое будущее!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.