Обобщение опыта "Создание коррекционно-компенсаторного пространства в процессе жонглирования, езды на уницикле"
Практические аспекты занятия по обобщению опыта
- Знакомство с предметами, заявленными в теме занятия (форма, вес, траектория полета снаряда). Траектория полета мяча находится перед самим занимающимся, траектория полета колец находится над занимающимся, траектория полета булав находится также перед жонглером.
- Краткий рассказ об особенностях работы с каждым предметом. Работа начинается с одного мяча с целью создания характерного тактильного ощущения. Подкрутка каждого кольца выполняется для придания необходимой траектории для устойчивого полета в воздухе. Работа с булавами начинается с одной булавы. С начала подброс производится только в одной руке, выполняя один полный оборот. Далее траектория направляет булаву из одной руки в другую, также выполняя один полный оборот. Вообще целью каждого двигательного акта в работе с предметами является создание необходимых пространственно-временных, чувствительных представлений, дающих целостное мнение о конкретном трюке, также о специфике работы отдельно с каждым предметом.
- Краткий обзор методических приемов в работе с цирковым реквизитом.
После того как созданы первичные представления о спортивном снаряде мяч продолжается работа, направленная на формирование более полного представления о цирковом трюке жонглирования — «каскаде». Поэтому работа в начале производится с одним мячом, следующей ступенью формирования трюка «каскад» следует работа двумя мячами, по мере усвоения данного умения и перевода его в навык я отслеживаю его уровень сформированности и когда навык жонглирования двумя мячами достаточно прочно сформирован, предлагаю ученику пробовать работу тремя мячами.
Данный алгоритм формирования навыка жонглирования тремя мячами считаю базовым и такова дидактическая закономерность формирования навыков работы с кольцами и булавами тоже. При достаточно высоком уровне освоения вышеобозначенных видов жонглирования ребята охотно пробуют себя в комбинационном жонглировании в различных вариациях. Например: мяч и два кольца; кольцо и два мяча; мяч, кольцо, булава и т. д.
«Каскад» можно считать базовой компетенцией работы с предметами вообще. По этому же принципу строится работа с кольцами и булавами. В градации трудности работы с предметами выстраивается следующая парадигма: мяч, кольцо, булава. Такова закономерность практической работы с предметами.
Далее следует работа с более сложными трюками, собственно, в дальнейшей работе шлифуется техника элементов жонглирования, развиваются специальные двигательные качества: ловкость, координация, выносливость, также не стоит умалчивать и о развитии психических качеств: тактильная, двигательная память, оперативная память, тонкая дифференциация мышечных усилий, мозговая активность, внимание. Трудно выделить практическую значимость каждого из качеств, однако на практике мной замечено, что на первых порах очень трудно начинающему обучающемуся концентрировать внимание, получить целостное представление об элементе техники.
Нельзя оставить без внимания и применение в практической работе ТСО, ЦОРов. Спортзал, как учебный кабинет оборудован некоторыми техническими возможностями: ТВ-плаза, акустическая система, переносной жесткий диск, фото и видео камеры. При необходимости применяется то или иное оборудование.
В видеотеке нашего спортивного зала накоплен в достаточном количестве видеоматериал с методически правильно выстроенной и понятной техникой обучения элементам жонглирования мячами, кольцами, булавами, мультиболу.
Мультиболом называется жонглирование шарами, находящимися на ладонях (без подбрасывания их от ладоней). В данной практике речь пойдет только об этой двигательной направленности. Вообще мультибол подразумевает жонглирование шарами с использованием рук только на ладонях, далее речь пойдет о езде на уницикле.
Езда на уницикле
Обучение начинается со знакомством правил поведения и мер безопасности при езде на моноцикле. Первое, что должен научиться выполнять обучаемый — правильному седу на уницикле, который необходимо фиксировать при условии, когда обучаемый ставит колесо моноцикла в устойчивое исходное положение:
- 1— колесо уперлось перпендикулярно в шведскую стенку;
- 2 — колесо уницикла находится параллельно шведской стенке, внешняя педаль от шведской стенки находится в крайнем нижнем положении, так создается удобное положение для начала движения.
Движение начинается, как правило, с педали, расположенной вверху. Для принятия исходного положения перед движением можно выбрать первый или второй пункт.
После постановки устойчивого навыка принимания правильного седа, необходимо научиться плавному троганью с места, при этом обучаемый постоянно держится за перила шведской стенки. Только находясь в таком положении, обучающийся находится в безопасности и продолжает движение вдоль гимнастической лестницы, вдоль всех пролетов. После работы в таком двигательном формате, спустя определенное время, формируется умение, которое переходит в навык. Обучаемый получает возможность обрести устойчивый навык прямолинейного движения на уницикле, страхуя себя сам.
Следующий шаг обучения рассчитан на более свободное владение моноциклом и опирается на способность перемещаться по периметру спортивного зала, выполнив круг. Далее, по мере накопления двигательного опыта, ученик свободно выполняет несколько кругов — два и более.
То же самое происходит и с обучением «фигурной езде»: вначале необходимо научиться выполнять движение вокруг центрального круга, эта фигура называется «круг», затем вокруг «квадрата», обозначенного конусами в центре зала, затем самая трудная по исполнению фигура — это езда по «треугольнику». Последний вид испытаний называется «лабиринт» и представляет собой зигзагообразную кривую, заканчивающуюся «змейкой». «Змейка» представляет собой установленные в одну линию конусы. Ученик выполняет маневр на моноцикле, двигаясь между конусами. «Лабиринт» обозначен, как и всякая фигура, конусами.
Несколько слов об индивидуальном подходе в работе с детьми
Прежде чем осуществить индивидуальный подход, я стараюсь изучить и в дальнейшем использовать некоторые индивидуальные особенности развития личности обучаемого. К таковым относятся:
- принадлежность к определенному типу личности;
- наличие определенного типа акцентуации характера;
- индивидуальные предпочтения;
- ребенок является носителем каких-то идей, предпочтений;
- склонность к созиданию, или разрушению и т. д.
Что касается чисто практических подходов, то мной замечено в подтверждение ранее изученных другими практиками некоторых ошибок занимающихся, а именно — вместо подброса мяча по указанной мной траектории, следует пас в другую руку. С этой грубой ошибкой необходимо сразу бороться. Как инструмент постановки правильного навыка — ставлю раскрытые руки в качестве буфера, мешая пасу.
На самом деле ошибок в процессе формирования умений и навыков случается множество и приходится обращать внимание на настроение ученика, его сиюминутные стремления.
Хотелось бы обратить внимание на правильное выполнение параметров движения — траектория полета предмета, характерное усилие посыла снаряда, должная точка возврата (место приземления) и т. д. Зная индивидуальные особенности занимающихся, стараюсь правильно использовать их.
Уверен, что опытный педагог, удерживая в голове одновременно массу конфидициальной информации о личности ученика, должен еще создавать должную рабочую обстановку, не забывая о комфортном для занимающихся морально-психологическом климате.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.