«Неладно что-то в датском королевстве», или Ещё раз о нравственности
Подобные стенания слышны, когда нужно найти ответ на вопрос: почему они, молодые, другие? Великий классик усмехнулся бы: «Люди как люди… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…».
История повторяется, и очередное молодое поколение являет миру свое новое лицо: оно прекрасно и уродливо одновременно. Потребительское отношение к жизни, инфантильность, равнодушие соседствуют с такими качествами, как отчаянная смелость, доброта, отзывчивость, желание быть нужным обществу. Свидетельством тому последние события: история с адыгейской золотой медалью, молодежное движение «Волонтеры Победы».
Современная молодежь прагматична, и режущее ухо: «А зачем мне это надо?» порой обескураживает своей безаппеляционностью. Поди объясни им, что есть высокие идеи, цели, смыслы. Современная молодежь реалистична, смотрит на мир сквозь призму реальности, и такие качества, как трезвость мысли, расчетливость — не самые худшие качества.
С современной молодежью интересно работать.
Более чем 25-летний стаж работы с детьми подтверждает: ученики — пластичный материал, и задача учителя-предметника — создать в учебе атмосферу здорового соперничества, когда сильный ученик стремится к самосовершенствованию, а слабый тянется за сильным. Коллективизм в советской педагогике, сотрудничество в так называемой сингапурской методике противопоставлены индивидуализму, который все более поражает современное общество. Индивидуализм как отношение к жизни проникает и в систему образования. Это не характерно для нашего менталитета, это чуждое явление.
Общеизвестно, что уроки литературы — благодатная почва для формирования нравственности учащихся. И вот здесь возникает парадокс: процент читающих школьников менее 50%, а художественное произведение необходимо не только прочитать, но и проанализировать. Как быть? И текут мысли о добром и вечном, увы, в пустоту.
Большим воспитывающим зарядом обладает детская литература, и отечественная педагогика уделяла ей самое пристальное внимание. Вспомните знаменитый «Детгиз». Но в современных программах по литературе для 5-10 классов нет ни классических «Белеет парус одинокий» и «Сын полка» В. Катаева, ни «Школы» А. Гайдара — ничего из детской литературы XX века, которая обладает, согласитесь, мощным воспитывающим началом.
Как устранить сей пробел? Через уроки внеклассного чтения, внеклассную работу, индивидуальные образовательные маршруты. Ежегодно организуемый в школе проект по литературе «Рейтинг книг» позволяет учащимся транслировать прочитанное в ученическую аудиторию. Цель проекта — поделиться прочитанным, рассказать о самом интересном, запомнившемся эпизоде, ученик должен показать себя мастером — рассказчиком, что невозможно без личностного отношения к прочитанному произведению. В начале учебного года определяется тема, по которой учащиеся самостоятельно или под руководством учителя подбирают художественную литературу, книгу, которую они, прочитав, презентуют в конце ноября. Определяется как книга-победитель, набравшая наибольшее количество голосов, так и рассказчик-победитель. Так, в течение нескольких лет были прочитаны книги по следующим темам: «Зарубежная литература» (2013 год), «Советские писатели детям» (2014 год), «Литература о Великой Отечественной войне» (2015 год), «Современная русская литература» (2017 год). В «Открытом микрофоне», который проводится на перемене совершенно в свободной манере, учащиеся читают наизусть стихотворения поэтов самых разных направлений и эпох.
Безусловно, все это невозможно без личного восприятия прочитанного произведения, когда читатель находит отклик тому, что его волнует. Вот здесь и начинается то, что называется воспитанием чувств и нравственности.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.