Профессиональная мобильность педагога — важнейшее условие инновационного развития современной школы
Инновационные преобразования имеют место во всех сферах общественной жизни, но наиболее существенные изменения происходят в системе образования. И это не случайно, ведь любые перемены в обществе во все времена находили серьезное и глубокое отражение в школе. В этой связи приходят на память слова одного из французских социологов: «Когда в обществе простуда — в школе грипп, когда в обществе грипп — в школе пневмония» [1].
Помню, как на заре педагогической деятельности, четверть века назад, плакатным пером выводила на ватмане словарные слова, формулы, понятия, прикрепляя их липучкой на деревянную доску. По вечерам мастерила «перфокарты», лезвием прорезая «окошечки».
Сегодня отпала необходимость использовать перья и чернила. И без «перфокарт» нынешние учителя успешно обходятся. Теперь для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в арсенале педагога имеется современная система средств обучения на базе цифровых технологий.
Облегчает ли это труд учителя? Несомненно. Более того, повышается эффективность педагогического труда. Но вместе с тем возрастают требования к учителю. Он не должен стоять на месте, он обязан идти в ногу со временем, осваивать и внедрять новшества в образовательный процесс. В проекте профессионального стандарта педагога подчеркивалось: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу» [2]. И стандарт педагога, и ФГОС требуют от учителя гибкости и мобильности.
Учителю, реализующему новый образовательный стандарт, необходимо быть компетентным при работе с информационной средой. Но многие ли из нас в первый год введения новых образовательных стандартов был готов к использованию современного высокотехнологичного учебного оборудования, применению электронных учебников и других электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, к работе с электронными дневниками и журналами, со школьными и персональными сайтами? Но, как гласит русская пословица, «не бравшись за топор, избы не срубишь».
В 2012-2013 учебном году в рамках проекта модернизации образования для введения ФГОС НОО в нашу школу поступило новое компьютерное оборудование. В связи оснащением начальной школы новой техникой возникла необходимость скорейшего практического освоения работы с интерактивной доской, документ-камерой, электронными микроскопами и другими техническими средствами. Начиная работать с новым оборудованием, я столкнулась с определенными трудностями. У меня имелся лишь опыт работы с компьютером и мультимедийным проектором. Этих знаний и умений оказалось недостаточно. Приходилось изучать специальную литературу, самостоятельно разбираться в работе полученной техники. Мы с коллегами обучали друг друга, делились опытом работы, проводили обучающие семинары. Неоценимую помощь оказала курсовая подготовка. В течение последних двух лет общий в объем курсовой подготовки составил 232 часа, 72 из которых — дистанционная учеба в Педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.
Не зря учителя называют вечным учеником. Вот и я всегда стараюсь использовать возможности высокоразвитой информационной среды: участвую в сетевых профессиональных сообществах, online конференциях, семинарах, вебинарах; пользуюсь электронной библиотекой, стараюсь транслировать собственный опыт и знакомиться с наработками других учителей, работаю с персональным сайтом и пр. Убеждена, что все это способствует профессиональному росту.
Мы — учителя нового столетия. И только стремление к освоению нового, творческий подход к своему делу, помогает нам работать более эффективно и плодотворно.
Список используемых источников
1. Вершловский С., Витковский А. Стандартизация, унификация, упрощение мышления… [Электронный ресурс]. http://netreforme.org/news/standartizatsiya-unifikatsiya-uproshheni/ (дата обращения: 20.09.2017).
2. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя. [Электронный ресурс]. http://минобрнауки.рф/документы%2F3071 (дата обращения 20.09.2017).
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.