Инна Логинова, 11.10.2017 0

Эссе «Моя педагогическая философия»


Учительское дело — кропотливое и не самое легкое дело жизни. Но я люблю и ценю его за главное — тайну формирования «внутреннего человека», тайну, которой владеет Учитель. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

«Забота о будущих поколениях — это самые надежные, умные и благородные инвестиции» [1].

Учительское дело, по моему глубокому убеждению, прочно соединено со словами Служение и Подвижничество — в них суть нашей профессии, о которой великая А.А. Ахматова писала: «Осуждены, и это знаем сами, мы расточать, а не копить» [2]. Вносить в мир свет знаний, подлинной культуры и человечности, гармонию и любовь — наше призвание.

Александр III любил говорить своим министрам: «Во всем свете у нас только два верных союзника, — наша армия и флот». Хочется назвать и имя третьего верного союзника России — это школьный учитель. Учитель как гражданин, наставник и воспитатель неокрепшего, ищущего свой путь юношества — одна из главных надежд российского общества. Именно так я пониманию назначение своего дела, смысл педагогического призвания, ставшего моей судьбой.

Цель учителя — не дети, как все думают, а жизнь, которую он улучшает вместе с детьми, собирание человеческого в человеке, способном мыслить, брать на себя ответственность, созидать мир в себе и вокруг…

Именно от учителя сегодня зависит завтрашний день России, потому что главные ресурсы любой страны — это люди, которые в ней живут. И как это важно, чтобы из стен школы выходили во взрослую жизнь ребята, которые знают, чему посвятят свой труд и куда направят энергию молодости, в чем сумеют выразить себя и состоятся как порядочные люди.

И в этом, одном из самых важных, личностных самоопределений велика роль учителя.

Французский поэт Раймон Кено однажды очень точно сказал об этом:

«Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово,
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть,
Немного звезд, немножко перца,
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз все это.
Теперь пишите! Но сперва
Родитесь все-таки поэтом» [3].

Воспоминания выдающихся людей о своих педагогах свидетельствуют, что их духовное пробуждение происходило благодаря яркой личности любимого учителя, с которым были пережиты первые радости открытия и узнавания, новый взгляд на мир. Под влиянием свободной, самобытной личности учителя педагогическая проповедь врастает в духовный мир человека, становится явлением, фактом биографии, целой эпохой, определяющей судьбу. Воспитывать личным примером: словом, поступком, всем образом собственной жизни — задача учителя с большой буквы. К таким педагогам я отношу и Илью Семеновича Мельникова, замечательного учителя истории из «Доживем до понедельника» (примеру которого я втайне хочу соответствовать), своей экранной судьбой напоминает нам о том (и эта мысль сегодня, как нельзя кстати), что «принципы не шашлык, и не витамин В, и не грелка; некоторые чудаки ради них жертвуют обедом, бывает плата и подороже… В 41-ом, под Вязьмой… это хорошо понимали».

С благодарностью вспоминаются имена великих наставников человечества Конфуция, Песталоцци, Коменского и наших соотечественников — выдающихся педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского

Их судьба нас убеждает в том, что заслуги учителя определяются тем, насколько его жизнь, его опыт и мысли продлеваются в учениках. Очеловечивает человека не что иное, как способность осмыслить свою жизнь, судить самого себя, совершенствоваться во всем — способность данная человеку от природы и все же реализуемая нами через непрестанное и многотрудное усилие, через опыт общения с мудрым наставником, которым и должен стать каждый учитель, если он не случайный человек в профессии.

Назначение нашего дела не в том, чтобы «учить мыслям», а в том, чтобы «научить мыслить», чтобы потом человек, умеющий думать и брать на себя ответственность, состоялся в жизни и своим трудом улучшал нашу жизнь.

В искусстве преподавания мне близки взгляды на приемы работы с учениками китайского философа Конфуция, который, на мой взгляд, абсолютно точно определил три основных метода познания — путь раздумий, воспроизведения того, что взято за образец, и метод экспериментального изучения природы, человека и законов существования в целом.

Прошли столетия, а правильность выводов и наблюдений, сделанных Конфуцием, подтверждаются всей практикой как современной российской, так и международной школы.

Мастерство современного педагога заключается в умении сочетать в работе с учащимися все приемы и методы познания в зависимости от особенностей мыслительной деятельности

Наше кропотливое и трудоемкое дело, не терпящее суеты и пустозвонства, сопряженное с огромными душевными и физическими, интеллектуальными и временными затратами, живет энергией любви к людям и верой в возможность помочь человеку найти себя и свой путь. Наше, учительское дело на всех уровнях невозможно без сердечного огня и горячего желания наполнить человеческую жизнь достойным содержанием и смыслом; преодолеть противостояние, рожденное нашим временем, между двумя жизненными философиями — «быть хорошим» и «жить хорошо». И в этом стремлении мы все оказываемся рядом: и наставник человечества, и простой непростой школьный учитель, без усилий которого не решается множество проблем нашего времени…

Я поняла, что опыт приходит с возрастом, но он заключается, очевидно, и в том, чтобы не дать потускнеть и иссякнуть всему ценному, что накопилось за прожитое время.

Какие же свойства присущи личности учителя? Есть две главные составляющие Учителя — мастерство и профессионализм. Мастерство предполагает высокий уровень знаний и умений и оценивается по конечному результату труда педагога — по степени подготовленности его воспитанников. Только тогда можно сказать, что педагог — мастер, это тот учитель, который добивается хороших результатов.

Ко всему сказанному хочу добавить, что одним из важнейших качеств человека, работающего с детьми, должно быть НЕРАВНОДУШИЕ к каждому из учеников, какими бы сложными ни были их характеры. Ибо, как сказал Данте Алигьери: «Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет». Нельзя в работе с детьми сохранять нейтралитет, и это самое главное для меня.

Список литературы

  1. Из «Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ» от 30 ноября 2010 г.
  2. Анна Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту...»
  3. Раймон Кено «Искусство поэзии» (перевод М. Кудинова) http://rulibs.com/ru_zar/poetry/antologiya/4/j302.html

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?