Роза Залилова, 11.10.2017 0

Эссе «Я — учитель» (эссе учителя биологии)


Очередной открытый урок. Сколько их уже было! Сколько раз сердце загнанно сжималось в груди — не счесть. Казалось бы, можно уже привыкнуть, но нет! Вот и сегодня знакомая дрожь пробежала по коже у двери класса, где сегодня на меня будут устремлены не только глаза моих учеников, но и коллег из других школ... 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. 
Василий Ключевский

Посмотрела на свой считающийся «сложным» десятый «Б» — и не смогла сдержать улыбки: какие же они сегодня серьезные и сосредоточенные. Даже Влад — ему обычно трудно усидеть на месте — как первоклашка аккуратно сложил руки на парте. Вот уж кто волнуется! За меня ребята волнуются. Значит, не подведут. Сейчас эти мои замечательные мальчишки и девчонки, обычно такие неугомонные, с присущим им духом бунтарства и постоянного соперничества, — одна команда.

Начинается урок. Охотно поднимаются руки, но в четких и старательных ответах по пройденной теме чувствуется скованность. Нет, это не то, что я жду от класса. Надо, чтобы ребята загорелись, забыли о том, что в классе много людей, оценивающих не только их знания, но и мой профессионализм. Надо возвращать привычную для нас атмосферу совместного поиска и изучения нового. Именно так. Мои ученики должны не «проходить» очередную тему и заучивать потом соответствующий параграф учебника, а ощутить себя первооткрывателями, исследователями того, что не знали еще каких-нибудь сорок пять минут назад.

Сегодня мы будем открывать волшебную тайну зеленого листа растений — фотосинтез. Первыми сбрасывают оковы избыточного самоконтроля мальчики. Они с готовностью откликаются на мое приглашение побыть у интерактивной доски «лаборантами» Джозефа Пристли и «проделать» опыт, который привел английского химика к гениальному открытию. Затем психологический зажим отпускает и девочек — они тоже активно включаются в работу. Даже у всегда спокойной отличницы Гульдар глаза горят, а рука тянется, нетерпеливо отбивая локтем дробь на столе. Эх, видел бы Джозеф Пристли, каких увлеченных сторонников его теории он обрел в десятом «Б»!

Мне тоже с детства знакомо это чувство увлеченного познания нового. Оно пришло ко мне на уроках моей первой учительницы и во многом определило выбор профессии. Знала наша Анна Андреевна секрет, который Анатоль Франс определил точно и образно: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Возникший в детстве «аппетит» не прошел и поныне. Постоянно и много читаю, учусь у коллег, интересуюсь новыми методиками преподавания и не боюсь экспериментировать. Главное, стараюсь заразить учеников не просто тягой к знаниям, но и умением их с «аппетитом поглощать». Нельзя чтобы в классе ученики сидели с безучастными лицами и отсутствующим взглядом! Лучше пусть они спорят, горячатся, отстаивая свою точку зрения, и учатся при этом аргументировать свои высказывания.

А секрет того, как направить бурную эмоциональную дискуссию в спокойное русло совместного и продуктивного творчества, я знаю. Понижаю голос — перехожу почти на шепот. Вот и сегодня — случилось! Тишина. Все будто повзрослели, посерьезнели. И внимательно слушают не только меня, но и друг друга — чтобы не упустить возможность уточнить или дополнить ответ товарища, ну или поспорить с ним. Все-таки подросткам свойственно стремление к самоутверждению. Я даю им эту возможность в рамках интеллектуальной конкуренции.

Давно убедилась: нет неспособных детей. Нужно только вызвать даже у самого неусидчивого или ленивого ученика интерес к знаниям, зародить в нем любопытство. И поддерживать этот интерес в течение всего урока. К счастью, сейчас достаточно возможностей сделать уроки яркими, зрелищными, динамичными. Так, информационно-компьютерные технологии, которые я активно использую на своих уроках, очень нравятся ученикам. Как тут ни вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а, главное, заговорит свободно…»?

«Картинки» — это и наши совместные открытия, совершаемые на опытном участке, которым я руковожу. Мои ученики имеют возможность видеть, как происходят в природе те процессы, которые мы изучаем на уроках. И труд на опытном участке по выращиванию ягод и овощей для них не утомительная обязаловка, а захватывающий познавательный процесс.

«Картинки» — понятие не только буквальное. Это обязательно что-то новое, интересное современному ребенку или подростку. А потому, уча других, постоянно учусь сама. Не только преподаванию своего предмета. Учусь быть учителем. Современным. Интересным своим ученикам. Это процесс никогда не прекращающийся. Очень точно сказал о нем А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь — все это имеет для ребенка большое значение».

Люблю пословицу: «Дерево и учитель познаются по плоду». Наверняка, мои ученики (а это — с пятого по одиннадцатый классы) не пытаются, как я, будучи маленькой девочкой, повторять мои интонации, мою походку. Это и хорошо, ведь я стараюсь видеть в каждом индивидуальность, помочь раскрыть заложенные в ребенке природой способности. Но меня радует, что ежегодно несколько выпускников нашей школы поступают в медицинский университет и на биологический факультет Башкирского государственного университета, выбирают профессию учителя. И что в этом году 30 девятиклассников и 14 учеников одиннадцатого класса решили сдавать экзамены по моему предмету — биологии.

Перемены, происходящие в стране, коснулись и школы. Изменились требования к программам, к учителю, темп самого педагогического процесса. Стоит ли роптать, что это усложнило жизнь педагога? Нет, потому что учитель и есть главное действующее лицо в процессе модернизации системы образования. А быть в центре живого, бурлящего процесса всегда интересно! Главное, внедряя новое, помнить о вечных истинах и о своем основном предназначении — быть учителем, единомышленником учеников в познании мира. Великий учитель современности Ш.А. Амонашвили назвал это «гуманным педагогическим мышлением».

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий...», — мне кажется, что 85-летний Шалва Александрович очень точно определил ориентиры, которыми следует руководствоваться в любой исторической ситуации.

…Прозвенел звонок. Мне предстоит услышать оценку коллег из разных школ. Но главную оценку я читаю в глазах своих учеников. Им было интересно, они поняли все, что я хотела им донести! Ради этого я работаю. Ради этого продолжаю учиться. И завтра мы вместе откроем еще одну страницу знаний.

Учитель! Какая же это ответственная профессия! Не случайно Симон Соловейчик назвал ее «профессией для людей с мужественной совестью». Какая это счастливая судьба — видеть каждый день заинтересованные, любопытные, удивленные, а то и восторженные глаза! Кому еще такое выпадает — наблюдать рост посеянных тобой «семян», радоваться, как заметил поэт Андрей Дементьев, «…всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех»?

Мы с учениками на каждом уроке сдаем какой-то свой небольшой экзамен. И вместе радуемся, когда нам это удается. И тогда я говорю себе: да, я — учитель!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?