Духовно-нравственное воспитание на уроках и во внеурочной деятельности: из опыта работы учителя истории сельской школы
Решение проблем духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно проведенных уроках или классных часах, но и в создании духовной атмосферы в детском коллективе, которая бы способствовала духовному становлению учащихся, пробуждала в них желание делать добро, помогать ближним.
Для учителя решение задач воспитания наиболее эффективно в условиях применения новых образовательных технологий — системно-деятельностного подхода, проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий. В рамках новых подходов можно и нужно акцентировать внимание учащихся на важнейших моральных категориях. Успех в этом направлении возможен тогда, когда учитель работает в системе на уроке и во внеурочной деятельности.
Данную ситуацию можно проиллюстрировать и конкретным примером. Урок «Князь Владимир. Крещение Руси», 6 класс — организуем небольшую исследовательскую деятельность, разбиваем учащихся по группам, распределяем роли, определяем цели для каждой группы, ставим общую задачу — как изменился князь Владимир и русское общество в целом после принятия христианства. Используя текст учебника, фрагменты «Повести временных лет», учащиеся находят ответ на поставленный вопрос, наглядно представляют его с помощью интерактивной доски.
В качестве завершающего вывода звучит цитата из «Повести временных лет»: «Будучи любителем книжного чтения, услышал он (Владимир) однажды Евангелие: "Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут". Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньгами. И повелел снарядить телеги, и развозить по городу, раздавая больным и нищим все необходимое». Вот он пример нравственного становления личности — дети самостоятельно проследили духовный путь Владимира.
Важен, однако, не только сам вопрос, но и правильно организованный поиск его решения — как помогают учащиеся друг другу, стараясь поддержать тех, кто в чем-то отстает, как они переживают за тех, кто представляет ответы каждой группы для всего класса. Единение учащихся в такие моменты стоит тех усилий, которые прилагает учитель в воспитании своих подопечных.
Реализация такого подхода в том или ином формате возможна на каждом уроке. История нашего государства богата на нравственные примеры, подвиги на каждом этапе своего существования, и здесь широкое поле для созидательной деятельности учителя.
Отдельно хотелось бы остановиться на некоторых аспектах внеурочной деятельности. Доброй традицией стало участие детей нашей школы в муниципальных Рождественских чтениях. Тематика таких работ как «Церковное прославление Александра Невского», «Образ Сергия Радонежского в творчестве М.В. Нестерова», «Истоки русского христианства» и другие способствует духовному возрастанию подростков, формированию нравственных ценностей. В подготовке проектов, рефератов, презентаций для учащихся актуально не только содержание, но и сам процесс подготовки, который проходит в атмосфере сотрудничества, взаимной поддержки.
Проектно-исследовательская деятельность, направленная на изучение истории родного края, оказывает положительное влияние на подростков, способствует преодолению духовной черствости, равнодушия, формирует уважительное отношение к духовным основам нашей страны в целом, и малой родины в частности. При работе над проектом у учащихся воспитываются навыки взаимопомощи, соучастия в добрых делах. Реализуя проектную деятельность, школьники выходят на социально значимый уровень.
Работая над исследовательскими проектами «Храмы, расположенные на территории Ичалковской сельской администрации», учащиеся не только восстанавливают историю этих храмов, но и обращают внимание общественности на духовно-нравственные скрепы, характерные для сельских жителей: милосердие, сострадание, соработничество в добрых делах.
Любопытные сведения нашли учащиеся, собирая информацию о ичалковской церкви. Малоизвестный эпизод из истории села так описывает в своей книге уроженец села Ичалки В.В. Кованов (впоследствии хирург с мировой известностью): «В знойный полдень, в поле, где убирали рожь, вдруг донеслись частые удары колокола Троицкой церкви. С Глиняной горы село было видно как на ладони: горели тесно прижатые друг к другу избушки на Ичалковском порядке, в центре села. Услышав набат, все побросали серпы и кто бегом, кто верхом на лошади бросились в село всем миром тушить пожар…». Как важны эти слова сейчас для всех нас — всем миром…
В заключение хотелось бы сказать, что в настоящее время положительные отметки в дневнике, грамоты и дипломы победителей конкурсов играют очень большую роль в жизни детей, но главное, наверное, заключается не в этом — главное в том, что каждое маленькое детское сердце становится чище, ярче, оно как светильник озаряющий светом добра наш мир.
