Общество выдвинуло запрос образованию на воспитание такой личности, которая бы обладала целым набором совершенно определенных качеств, таких, как:
- самостоятельность решений;
- умение отвечать за принятые решения;
- способность принять ответственность за себя и своих близких;
- готовность к действию в непредвиденных, нестандартных ситуациях;
- обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;
- обладание набором компетенций, как ключевых, так и в различных областях знаний.
Общий смысл развития следующих качеств, в моем понимании как будущего педагога, подразумевает прийти к результату максимальной осознанности своей личности ребенком. Для меня это также очевидно, как и то, что формирование личностных УУД продолжается у человека на протяжении всей жизни.
Однако давайте предельно честно зададим себе вопрос — способна ли школа, с тем смысловым ядром и с тем контекстом основных ныне существующих программ, помочь ребенку найти смыслы, самоопределиться и суметь развить в себе нравственно-этическое оценивание? Способна ли школа и педагог решить поставленные задачи формирования осознанной личности, если ни один учебный предмет не обращается к этой самой личности?
Не мало было высказано мнений педагогов, родителей, деятелей образования о том, что школьные программы обезличены, направлены на изучение отдельных дисциплин как таковых, вектор которых направлен повсеместно как бы на вне, на окружающий мир, на то, что происходит вне себя и как бы отдельно от себя. И так мало того, что можно было бы отнести к себе, к внутреннему приложению, осознанности, к собственному знанию.
Из психологической науки известно, что особенностью формирования ценностей и личностных УУД человека является длительный процесс осознания личностью себя, окружающего мира, связи себя и мира, наконец, понимания себя как части этого мира, признания себя важной частью общества, определение своего жизненного предназначения. Этот процесс имеет место быть всю жизнь, и это обстоятельство особенно хочется подчеркнуть: всю человеческую жизнь…
О чем думается: вот маленький человек, переступивший порог школы, он еще не имеет богатого жизненного опыта за плечами, ему предстоит сесть за парту, познавать преподаваемые ему предметы, следовать определенным правилам… Но с чего же начнется процесс познания этим маленьким человеком своего собственного Я?
Когда представится возможность задать себе такие важные вопросы: а кто Я есть в этом мире? Каково мое предназначение? И если перед нами, педагогами стоит задача формирования гармоничной и целостной человеческой личности, мы можем с уверенностью сказать о том, что чем раньше ребенок задаст себе эти вопросы, тем стремительнее пойдет ход развития познания ребенком самого себя!
Известнейший американский психолог У. Джеймс писал: «В самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим» [1], все душевные и физические качества его жизни.
Так ли часто в образовательном процессе мы обращаемся к личности ребенка, его истории, его опыту? Какими методами и приемами мы стимулируем ребенка к развитию интереса к самому себе?
На мой взгляд, нет никаких препятствий к тому, чтобы даже не создавая специальных предметов, учесть в школьных дисциплинах смыслообразующую составляющую, обращенную к личности ребенка.
Уверена, что каждый человек, даже тот, кто не имеет специального психолого-педагогического образования, согласится с тем фактом, что для человека нет ничего более интересного, чем область своего собственного Я, своих интересов, своих увлечений, предпочтений, чаяний, своей истории.
Обращаясь с самого первого дня обучения в школе к личности ребенка, учитывая его потребности, поддерживая интерес к его Я, мы тем самым обуславливаем зарождение сильной познавательной мотивации — залога успешного обучения в будущем и развития личностных УУД школьника.
«Кто есть Я?» — это главный вопрос, который ребенок, пусть с малым еще жизненным багажом, должен как можно раньше задать самому себе.
Итак, при помощи чего мы, педагоги, сможем помочь ему в познании этого вопроса?
Во-первых, через познание себя как человека, принадлежащего к определенной культуре. Через культурные ценности народные, те, в полной мере не раскрытые до сих пор детям сокровища духовной культуры — традиции, обычаи, литература и музыка, искусство, которые призваны пробудить в ребенке осознание своей уникальности и вместе с тем идентичности со своим народом. Реализация, казалось бы, такого простого замысла — приобщение ребенка к его собственной культуре, открывает перед нами необычайные возможности в решении сразу нескольких задач:
- познание себя через богатейший опыт своих предков;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- уважение и любовь к своему народу, к своей культуре;
- интерес к пониманию культуры других народов;
- формирование толерантного отношения и терпимости к другим культурам (решение данной задачи звучит особенно пронзительно в свете последних мировых событий).
Во-вторых, мы можем заинтересовать маленького человека в изучении истории родного края, помочь осознать — ведь край, в котором родился, живет человек — тоже его, родное. А если это действительно так, человеку представится возможность очень скоро осознать свою ответственность перед своим народом, перед своим краем.
И, наконец, пожалуй, самое главное, чем педагог может простимулировать неподдельный интерес в изучении себя — это познание своей собственной истории — истории своей семьи, своих предков. Многие ли семьи могут похвастаться тем, что хорошо знают историю своей семьи, кто были и чем жили их деды и прадеды? Что знают о них наши дети? А ведь познание истории собственной семьи — это тот старт, с которого ребенок может начать познавать самого себя!
Все перечисленные знания, над получением которых будет трудиться ребенок, активно подключая к этому процессу родителей, в совокупности можно понимать как то основание, те крепкие корни, с которых начнется познание ребенком самого себя, своей собственной личности.
А мы, взрослые, должны хорошо понимать, что процесс формирования ценностей ребенка и личностных УУД не должен быть формализован, нам предстоит самое главное — достучаться до нежной души ребенка. Имея в мудрых руках педагога ключ — запущенные в действие учебно-познавательные мотивы самого ребенка, мы сможем открыть заветную дверь в начало формирования гармоничной целостной Личности.
Неужели так просто, скажите вы, можно решить новые задачи образования?
Я вижу решение поставленных задач единственно возможным способом —применяя личностно-ориентированную педагогику во всем образовательном процессе. Красной нитью должна пройти идея познания и осознания своей личности через все учебные дисциплины. Давайте вспомним слова известного отечественного педагога П.П. Блонского, который еще в советский период становления отечественной педагогики писал о целях отечественной школы, что «будущая народная школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова, задачей которой будет создание чуткого к человеческой жизни человека» [2]. По моему мнению, только в том случае мы сможем сделать школу гуманной, когда наконец обратимся в первую очередь к личности ребенка, сумеем увидеть ее и услышать!
Как горько осознавать, что взгляды депутатов Государственной Думы, многих общественных деятелей, по-прежнему обращены в поиске «наполненности» образования во вне — в создание новых предметов в соответствии с последними веяниями жизни. Читаю в ленте новостей, что кто-то предлагал ввести изучение основ безопасного селфи, кто-то основ финансовой грамотности и еще множество весьма прагматичных и применимых в повседневной жизни основ. Но, уважаемые умы, а где же среди всего этого повседневного потока и стремительного изменения жизни, Личность ребенка? Вопрос остается открытым…
Список использованных источников
1. Джеймс У. Личность Интернет-ресурс: psychology-online.net
2. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Педагогическая библиотека для деятелей по народному образованию. – 1917. Интернет-ресурс: http://pedagogic.ru
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.