Анжелика Балицкая, 11.10.2017 0

Личностно-ориентированный подход в образовании


Принятые стандарты ФГОС ставят перед педагогом и перед учеником новые задачи, одной из таких центральных задач является формирование личностных универсальных учебных действий (далее по тексту УУД). 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Общество выдвинуло запрос образованию на воспитание такой личности, которая бы обладала целым набором совершенно определенных качеств, таких, как:

  • самостоятельность решений;
  • умение отвечать за принятые решения;
  • способность принять ответственность за себя и своих близких;
  • готовность к действию в непредвиденных, нестандартных ситуациях;
  • обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;
  • обладание набором компетенций, как ключевых, так и в различных областях знаний.

Общий смысл развития следующих качеств, в моем понимании как будущего педагога, подразумевает прийти к результату максимальной осознанности своей личности ребенком. Для меня это также очевидно, как и то, что формирование личностных УУД продолжается у человека на протяжении всей жизни.

Однако давайте предельно честно зададим себе вопрос — способна ли школа, с тем смысловым ядром и с тем контекстом основных ныне существующих программ, помочь ребенку найти смыслы, самоопределиться и суметь развить в себе нравственно-этическое оценивание? Способна ли школа и педагог решить поставленные задачи формирования осознанной личности, если ни один учебный предмет не обращается к этой самой личности?

Не мало было высказано мнений педагогов, родителей, деятелей образования о том, что школьные программы обезличены, направлены на изучение отдельных дисциплин как таковых, вектор которых направлен повсеместно как бы на вне, на окружающий мир, на то, что происходит вне себя и как бы отдельно от себя. И так мало того, что можно было бы отнести к себе, к внутреннему приложению, осознанности, к собственному знанию.

Из психологической науки известно, что особенностью формирования ценностей и личностных УУД человека является длительный процесс осознания личностью себя, окружающего мира, связи себя и мира, наконец, понимания себя как части этого мира, признания себя важной частью общества, определение своего жизненного предназначения. Этот процесс имеет место быть всю жизнь, и это обстоятельство особенно хочется подчеркнуть: всю человеческую жизнь…

О чем думается: вот маленький человек, переступивший порог школы, он еще не имеет богатого жизненного опыта за плечами, ему предстоит сесть за парту, познавать преподаваемые ему предметы, следовать определенным правилам… Но с чего же начнется процесс познания этим маленьким человеком своего собственного Я?

Когда представится возможность задать себе такие важные вопросы: а кто Я есть в этом мире? Каково мое предназначение? И если перед нами, педагогами стоит задача формирования гармоничной и целостной человеческой личности, мы можем с уверенностью сказать о том, что чем раньше ребенок задаст себе эти вопросы, тем стремительнее пойдет ход развития познания ребенком самого себя!

Известнейший американский психолог У. Джеймс писал: «В самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим» [1], все душевные и физические качества его жизни.

Так ли часто в образовательном процессе мы обращаемся к личности ребенка, его истории, его опыту? Какими методами и приемами мы стимулируем ребенка к развитию интереса к самому себе?

На мой взгляд, нет никаких препятствий к тому, чтобы даже не создавая специальных предметов, учесть в школьных дисциплинах смыслообразующую составляющую, обращенную к личности ребенка.

Уверена, что каждый человек, даже тот, кто не имеет специального психолого-педагогического образования, согласится с тем фактом, что для человека нет ничего более интересного, чем область своего собственного Я, своих интересов, своих увлечений, предпочтений, чаяний, своей истории.

Обращаясь с самого первого дня обучения в школе к личности ребенка, учитывая его потребности, поддерживая интерес к его Я, мы тем самым обуславливаем зарождение сильной познавательной мотивации — залога успешного обучения в будущем и развития личностных УУД школьника.

«Кто есть Я?» — это главный вопрос, который ребенок, пусть с малым еще жизненным багажом, должен как можно раньше задать самому себе.

Итак, при помощи чего мы, педагоги, сможем помочь ему в познании этого вопроса?

Во-первых, через познание себя как человека, принадлежащего к определенной культуре. Через культурные ценности народные, те, в полной мере не раскрытые до сих пор детям сокровища духовной культуры — традиции, обычаи, литература и музыка, искусство, которые призваны пробудить в ребенке осознание своей уникальности и вместе с тем идентичности со своим народом. Реализация, казалось бы, такого простого замысла — приобщение ребенка к его собственной культуре, открывает перед нами необычайные возможности в решении сразу нескольких задач:

  • познание себя через богатейший опыт своих предков;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • уважение и любовь к своему народу, к своей культуре;
  • интерес к пониманию культуры других народов;
  • формирование толерантного отношения и терпимости к другим культурам (решение данной задачи звучит особенно пронзительно в свете последних мировых событий).

Во-вторых, мы можем заинтересовать маленького человека в изучении истории родного края, помочь осознать — ведь край, в котором родился, живет человек — тоже его, родное. А если это действительно так, человеку представится возможность очень скоро осознать свою ответственность перед своим народом, перед своим краем.

И, наконец, пожалуй, самое главное, чем педагог может простимулировать неподдельный интерес в изучении себя — это познание своей собственной истории — истории своей семьи, своих предков. Многие ли семьи могут похвастаться тем, что хорошо знают историю своей семьи, кто были и чем жили их деды и прадеды? Что знают о них наши дети? А ведь познание истории собственной семьи — это тот старт, с которого ребенок может начать познавать самого себя!

Все перечисленные знания, над получением которых будет трудиться ребенок, активно подключая к этому процессу родителей, в совокупности можно понимать как то основание, те крепкие корни, с которых начнется познание ребенком самого себя, своей собственной личности.

А мы, взрослые, должны хорошо понимать, что процесс формирования ценностей ребенка и личностных УУД не должен быть формализован, нам предстоит самое главное — достучаться до нежной души ребенка. Имея в мудрых руках педагога ключ — запущенные в действие учебно-познавательные мотивы самого ребенка, мы сможем открыть заветную дверь в начало формирования гармоничной целостной Личности.

Неужели так просто, скажите вы, можно решить новые задачи образования?

Я вижу решение поставленных задач единственно возможным способом —применяя личностно-ориентированную педагогику во всем образовательном процессе. Красной нитью должна пройти идея познания и осознания своей личности через все учебные дисциплины. Давайте вспомним слова известного отечественного педагога П.П. Блонского, который еще в советский период становления отечественной педагогики писал о целях отечественной школы, что «будущая народная школа должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова, задачей которой будет создание чуткого к человеческой жизни человека» [2]. По моему мнению, только в том случае мы сможем сделать школу гуманной, когда наконец обратимся в первую очередь к личности ребенка, сумеем увидеть ее и услышать!

Как горько осознавать, что взгляды депутатов Государственной Думы, многих общественных деятелей, по-прежнему обращены в поиске «наполненности» образования во вне — в создание новых предметов в соответствии с последними веяниями жизни. Читаю в ленте новостей, что кто-то предлагал ввести изучение основ безопасного селфи, кто-то основ финансовой грамотности и еще множество весьма прагматичных и применимых в повседневной жизни основ. Но, уважаемые умы, а где же среди всего этого повседневного потока и стремительного изменения жизни, Личность ребенка? Вопрос остается открытым…

Список использованных источников

1. Джеймс У. Личность Интернет-ресурс: psychology-online.net

2. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы // Педагогическая библиотека для деятелей по народному образованию. – 1917. Интернет-ресурс: http://pedagogic.ru

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?