Я считаю, что обучение невозможно без воспитания. Формируется понятие «ученик». Кто такой ученик? Его отличия, его ценность. Ученики бывают разные. Почему? От чего это зависит? От выбора. Каждый ученик имеет право выбора, каким ему быть. От выбора зависит результат. Поэтому у каждого моего ученика есть продвижение, развитие, желание стать еще лучше. Происходит осознания себя как личности, которая может творить, созидать, приносить радость. Ученик становится успешным, овладевает навыками для успешной учебы, становится уверенным в себе, хочет ходить в школу и хочет учиться. Что может быть важнее для учителя?
Конечно, есть ошибки и проблемы. Мы вместе с учениками преодолеваем их. Я помогаю найти решение ребенку, а выбор он делает сам.
Мне нравится каждый день приходить в школу, видеть своих учеников, открывать с ними знания, решать новую проблему, работать над проектом, радоваться и быть счастливым. Мы каждый день учимся друг у друга. Они — у меня, я — у них. Я помню свой первый самый класс. Каждый день к нам на урок приходил сказочный герой, приносил задания, не мог с ним справиться, и мы все вместе выполняли это задание. Испытывали радость и удовлетворение. Но однажды одна из учениц, встает и говорит: «Мне не интересно!». На моем лице удивление и недоумение. Почему? Оказывается, задания были легки и просты. С тех пор я стала искать и собирать логические задачи, задания повышенной трудности, магические квадраты, нестандартные задания, загадки и вернула интерес к учебе этой девочки. А когда попросила ее составить подобные задания, сколько радости и удовольствия было в ее глазах. А как было приятно мне!
Я получила свой первый урок и с того дня старалась сделать урок неповторимым. В следующем своем выпуске столкнулась с трудностями в обучении детей. Что делать? Посетила семинар И. Алексеева «Развитие внимания и памяти», И. Ильина «Развитие мышления». И уже знала, что буду делать. Действительно учеба пошла, увеличилась работоспособность у детей. Они стали успешными. Снова счастье и радость испытали я и мои, ученики. В седьмом классе они на перемене играли в игру «Крестики-нолики», я подошла к ним, спросила, что делают. «Играем, этой игре вы нас научили».
Так приятно осознавать свою надобность, что твой труд не бесполезен.
И мне снова захотелось что-то нового. Прошла курсы по развивающему обучению Эльконина-Давыдова. В это время я работала в гимназии «Ювента» у Мары Ильиничны Пинаевой. Мне очень повезло. В гимназии царила атмосфера творчества и любви. И я поняла, как много может сделать любовь. Однажды в четвертом классе дети вернулись с зимних каникул. На каникулах было задание прочитать книгу Погорельского «Черная Курица, или Подземные жители». Ученик Олег М. предложил мне, что он сам проведет урок, а я просто поприсутствую. Я согласилась. Мне было очень интересно. Как я была поражена и удивлена, что четвероклассник грамотно и логично проанализировал это произведение, как верно простроены его вопросы по содержанию, на выяснения смысла и идеи этого произведения. Дети очень серьезно отнеслись к Олегу как учителю, активно и с интересом отвечали на его вопросы. Олег смог оценить ответы и подвести итоги. Какое наслаждение от урока испытали Олег, ученики и я! От радости и счастья светились наши лица.
Как важно научить детей правильно понимать слово «учитель»! Неважно кто он, свой учитель, не свой, ученик или другой человек, пришел поделиться тем, что умеет, научись у него, потому что все зависит от самого себя. И мне стало спокойно. Я поняла, что этот класс готов учиться в пятом классе. Состоялась преемственность. И действительно не раз я слышала в учительской отзывы учителей: «Как хорошо прошел урок! Как замечательно прошел урок! Какое удовольствие работать с пятым классом». Как замечательно и радостно становилось мне.
Еще мне посчастливилось вместе с этими детьми готовиться к научно-практической конференции. Сколько мы вместе прочитали, перебрали литературы! Сколько нового, полезного узнали. Сколько приобрели силы и уверенности! В классе у меня учился мальчик из Китая — Ван Джи. С ним мы готовили тему «Где живет панда и почему?», с Богданом мы готовили тему «Почему я не отличник». Был сделан шаг к успешности, как детей, так и мой.
Другие двое учеников заняли второе и третье место в районной олимпиаде по окружающему миру. Снова я испытала чувство радости и удовлетворения, что я делаю все правильно.
На своих уроках я часто использую групповую работу. Мне нравится, что ученики учатся договариваться друг с другом, отстаивать свое мнение, развивают коммуникативные навыки, дается каждому ученику проявить себя, активный ученик учит «слабого», слабый ученик преодолевает скромность, чувство страха, тревожность, замкнутость. Главное его не осудят, что он не доскажет — группа дополнит. В классе нет детей «изгоев», все дети приняты.
Раз я говорю о развитии личности, то в своей работе я использую индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Ученики оценивают работы свои на шкалах, определяя свой уровень понимания, рефлексируют свою деятельность. После проверки контрольных работ фиксируются и анализируются ошибки мной. Затем подбираются для каждого ученика ряд упражнений, необходимые задания для отработки правила, на которое допущены ошибки. Эти задания даются на уроке в виде карточки, либо как домашнее задание. Такая работа помогает определить рост и изменения в работе ученика.
Так получилось, что после «Ювенты» я вернулась снова в общеобразовательную школу. В классе оказались дети, требующие особого внимания, нуждающихся в педагогической поддержке, нуждающихся в любви. Любовь дать могла, а вот как учить? Снова поиск. Я снова стала искать и изучать программы для коррекции обучения детей. Уроки проводила в системе развивающего обучения, ввела коррекционную программу по развитию речи для пятого класса и просто любила и принимала их такими, какие есть.
Были дети, которые не любили учиться. Как я могу это изменить? Вспомнила слова И. С. Тургенева: «Только ею, только любовью движется жизнь». И стала работать под таким девизом. Неожиданным результатом моего труда стал серебряный сертификат Алеши. Снова радость и удовлетворение. Я все делаю правильно. Для меня все же важнее не результат ЕМТ, а личностные качества ребенка. Когда я вижу взрослых своих учеников, и их глаза сияют так же, когда я их учила. Вот это здорово! Вот это результат.
Мне радостно и приятно видеть удивление детей, когда они открывают знания или добывают их сами, как объясняют друг другу: «Это, мы обсуждали. Ирина Леонидовна это говорила, помнишь?». А еще замечательно, когда твои ученики смотрят интеллектуальные программы. Там звучат вопросы, на которые они знают ответ благодаря знаниям, полученным на уроке. Это здорово! Так мои ученики убеждаются в ценности знаний.
Однажды мы гуляли с детьми, вдруг ко мне подходит Денис и говорит: «Я, знаю, почему вы стали учителем? Вы любите детей!». От этих слов мне стало радостно. Я и сама часто спрашивала себя, почему я стала учителем? Я просто всегда знала, даже в детстве, что буду только учителем. А если ученики мои хотят видеть меня и своих одноклассников, то это самое главное для меня.
Сегодня, в современном мире, я снова сталкиваюсь с трудностями. Одна из них — как трудно удивить детей. Сидят они передо мной «насытившиеся». «Чем же ты нас удивишь?», — говорят их глаза, такое потребительское отношение. Эти дети не готовы делиться ни материальными вещами, ни общечеловеческими ценностями (не могут подарить улыбку, поддержку, доброту). Хотя сами очень нуждаются в поддержке. Хотят получить все сразу и ничего при этом не делать. Хочется задать вопрос нам взрослым: а кто их такими сделал? Мы — взрослые, значит, мы в ответе. Что же делать? И здесь, я думаю, может помочь только любовь и терпение, и еще духовно-нравственное воспитание. Когда с этими детьми начинаешь говорить, что такое добро и зло, почему важно, когда улыбаются тебе, и ты можешь подарить улыбку, о сострадании, только тогда потихоньку начинается меняться их внутренний мир. Обязательно нужно работать с родителями. Именно родителям необходимо нарисовать портрет своего ребенка, выбрать маршрут, по которому ребенок будет расти. В этот момент я сравниваю их труд с садовником. Чтобы вырастить такой красивый цветок как роза, необходимо приложить усилия. Чтобы добиться результата в воспитании их детей, им нужно приложить старание и труд. Где впервые ребенок учится, как нужно относиться к окружающему миру? Каждый день после трудового дня вся семья собирается за столом, во время ужина, и начнется разговор, что произошло с вами за день. Поделитесь своими чувствами, и вот за таким столом ребенок впервые получает знания о добре, научится у вас относиться к окружающему миру. Если ребенок видит пример недовольного родителя, всем и каждым, то чему он может научиться? А если ребенок, видит, что родитель огорчен и при этом справляется с трудностями, то ребенок получает положительный опыт. Значит, очень важно даже в самых трудных, сложных ситуациях находить положительное. (Желательно, чтобы родители высказали, как они делают, как это было в их семьях, когда они были маленькими). Хорошо, если в семье будут традиции. Особенно, семейные чтения.
У еврейского народа есть очень хорошая традиция — суббота, когда всей семьей собираются за столом от мала до велика. И изучают священное писание, читают, общаются, читают и обсуждают притчи. И чему учится ребенок в этот момент: уважению, формируются нравственные качества: добро, милосердие, отзывчивость, сострадание. Почему бы не воспользоваться самым лучшим. Я не навязываю свои идеи, я даю право выбора. Решать родителям. Литература, которую можно порекомендовать родителям для самообразования:
- Сухомлинский «Письма к сыну».
- Заряна и Нина Некрасовы «Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти».
- Андрей Максимов «Как не стать своему ребенку врагом».
- Притчи Востока.
- Журнал для семьи «Родной дом».
- Соломон Соловейчик «Педагогика для всех».
Выходит, в современном мире, чтобы воспитать хорошего человека, как нужно поработать с их родителями, чтобы не обидеть их, а остаться союзником. Как-то в автобусе я прочитала изречение, не помню автора и не помню все дословно, но осталась фраза, которой я сейчас учусь: «… научится говорить правду так, чтобы никого не обижать...» Оказывается, это так сложно, но так необходимо. И снова пусть звучит фраза И. Тургенева «Только ею, только любовью движется жизнь». Любить — значит простить, простить — значит понять, а это значит дать человеку еще шанс: стать лучше, подарить надежду. И ребенку, и родителю.
Как сложились судьбы моих учеников? По-разному, кто-то успешный, кто-то менее. Но в их памяти, в их сердце, в их душе есть место для меня. Спасибо им за это! А мне снова хочется жить и творить! Я люблю всех своих учеников. Успех всех моих учеников — это и есть мой труд. И мне приятно осознавать, что я сею вечное, разумное, доброе.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.