Влияние уроков изобразительного искусства на развитие творческой индивидуальности личности обучающегося
«Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем...»
Конфуций
Развитие творческих способностей обучающихся — актуальная проблема в современном обществе. А творческая индивидуальность — это важное условие полноценного развития личности ребенка. Ребенок, у которого успешно развита творческая деятельность и, в том числе, интерес к творческой деятельности, намного легче проходит этап адаптации при смене условий жизни; он самореализовывается и самовыражается.
Практика показывает, что творчество можно развить только в деятельности, которая требует проявления творчества. Я считаю, что таким предметом и является изобразительное искусство.
Уроки этого предмета не должны быть скучными, неинтересными для учеников. Поэтому для того, чтобы сделать урок интересным, нужно всегда искать что-то новое, что-то неизведанное, что-то, что будет завлекать ребенка (даже самого неуспевающего и не умеющего рисовать) активно участвовать в творческой деятельности на уроках.
В своей работе я время от времени даю детям порисовать на свободную тему. С помощью свободного рисования ребята фантазируют и в итоге получаются хорошие работы. Соответственно, это влияет на развитие творческой самостоятельности.
Очень популярны сейчас уроки под открытым небом. Автором является обычный учитель одной из Калужских школ Алексей Мокрушин. Основной целью таких уроков является повышение статуса профессии «Учитель», а также распространение опыта в проведении нестандартных уроков. Методика проведения уроков под открытым небом стандартная. В своей практике я, правда, пока не использовала этот метод, но в ближайшем будущем есть подходящие темы для проведения таких уроков. Например, такой урок можно провести в 7 классе, когда в курсе предмета «Изобразительное искусство» изучается дизайн и архитектура, по теме: «Важнейшие элементы архитектурного сооружения». Учащиеся вместе с учителем выходят на территорию школьного двора и под руководством учителя выделяют основные элементы архитектуры здания. После выделения элементов, обучающиеся зарисовывают в альбомах простым карандашом фасад здания школы. После выполнения задания ученики отвечают на итоговые вопросы для закрепления изучаемой темы и заходят обратно в класс обсуждать, кто справился с заданием или нет, делают выводы по изучаемой теме. Уроки под открытым небом позволяют обучающемуся развивать творческую наблюдательность, что играет немаловажную роль при рисовании.
Интересным для школьников будут уроки изобразительного искусства с применением компьютера, а в частности, графических редакторов Paint и CorelDraw. Графический редактор Paint — самый простой в использовании, а CarelDraw — немного сложнее. Но и в то же время, в Paint присутствует только стандартный набор инструментов, а в CarelDraw есть специальные инструменты. И это также способствует формированию творческой индивидуальности.
Еще одним вариантом проведения урока изобразительного искусства может быть коллективное создание сюжетной иллюстрации (или серии сюжетных рисунков), например, для занятий в детском саду. В нашей школе функционируют две дошкольные группы, поэтому это также может смело использоваться на уроках ИЗО. Если же таких групп при школе нет, то тогда можно договориться с близлежащим детским садом. Я думаю, что воспитатели детского сада будут только рады таким иллюстрациям.
Нельзя забывать и об использовании системно-деятельностного подхода на уроках изобразительного искусства. Развивающие технологии, действующие в рамках этого подхода, позволяют не отступать от технологии проведения урока по требованиям ФГОС.
Например, этап «Постановка учебной задачи, целей урока»: урок в 5 классе, тема «Внутренний мир избы».
«Учитель: Ребята, посмотрите на доску! Там висит иллюстрация. Рассмотрите ее очень внимательно и скажите, что на ней изображено.
(Дети рассказывают.)
Учитель: Что вам знакомо на этой иллюстрации?
(Ответ.)
Учитель: А что незнакомо?
(Ответ.)
Учитель: Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке?
(Ответ.)
Учитель: Как будет звучать тема урока?
(Ответ.)
Учитель: Верно! Сегодня тема звучит так: «Внутренний мир русской избы». Мы сегодня познакомимся с тем, чем обставляли и украшали русскую избу внутри в древние времена».
Или же этап построения выхода из затруднения (решение учебной задачи): например, возьмем тему, представленную в примере постановки учебной задачи, «Внутренний мир русской избы», урок в 5 классе:
«Учитель: Давайте вернемся к иллюстрации на доске.
Учитель: Назовите предметы, которые есть и в наших современных домах и квартирах.
(Ответ.)
Учитель: Как вы думаете, что было самым главным в избе в те времена?
(Ответ — печь.)
(Небольшой рассказ учителя о печи.)
Учитель: А кто знает, что такое красный угол?
(Ответ.)
Учитель: Красный угол — это духовный центр дома.
(Рассказ подготовленного ученика о красном углу русской избы.)
Учитель: А что еще необычное находилось в русской избе?
(Ответ — люлька.)
Учитель: Сейчас я Вам раздам тексты «Люлька», в которых вам нужно прочитать историю происхождения русской люльки и записать в тетрадь самое основное».
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства также позволяет формировать творчество, проявляющееся в наблюдении за архитектурными строениями, за красками природы и т.д. Например, темами таких проектов могут быть: «Украшение дома художественными работами», «Сказочные герои для детского сада» и др.
Использование нестандартных уроков, проектной деятельности и системно-деятельностного подхода на уроках изобразительного искусства обеспечивают формирование творческой индивидуальности личности ребенка.
Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: уроки изобразительного искусства способствуют успешному формированию творческой индивидуальности личности ребенка, формирует творческий подход к окружающему миру, а также способствует легкой адаптации при смене условий жизни.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.