Физкультура без определенного места занятий, или Что делать в условиях нехватки спортивных залов в школах
Среди многих причин тому сопутствующих, обозначены низкий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса, недостаточное количество спортивных залов и необходимость реконструкции имеющихся.
С позиций собственного опыта и наблюдений предлагаю свое видение на указанную проблему.
Присутствовавший на совещании Министр образования РФ Д.В. Ливанов одной из важных задач обозначил «…совершенствование технологий и методик преподавания физической культуры в школах». Министр утверждает: «У нас есть несколько очень интересных авторских методик по разным видам спорта, начиная с гимнастики и заканчивая футболом. Нам нужно сделать все, чтобы их авторы получали существенную поддержку и имели возможность распространить свои методики на как можно большее количество школ». При этом он уповает на «…очень неплохой ресурс: это три урока в неделю во всех классах школы». На его взгляд все это позволит активно вовлекать школьников в занятия физкультурой.
Без всякого сомнения, увеличение количества часов на физкультуру — это прорыв в заботе государства о здоровье школьников, а без совершенствования методик преподавания не может быть его модернизации. В то же время введение 3-го урока физкультуры в неделю стало головной болью для администрации и учителей физкультуры школ с режимом обучения в одну смену при наличии контингента более 300 обучающихся и единственного спортзала. А таких школ немало. Дело в том, что пропускная способность спортзала при 2-х уроках в неделю — 17 классов (34 часа при 7 уроках в день и при 5-ти дневной учебной неделе). С введением 3-го часа она сократилась до 11 классов. При сложившейся ситуации школы столкнулись с острым дефицитом учебных площадей. Есть примеры, когда под физкультуру стали использовать актовый зал, что, конечно же, является грубейшим нарушением гигиенических норм и не обеспечивает проведение полноценного урока. Но, самой губительной и весьма распространенной (положение безвыходное), стала практика совмещения двух классов в один урок. Ситуация усугубляется, когда объединяются классы детей разного возраста. И когда в зале 50 обучающихся, а отдельному классу в 25 человек выделяется площадь 4 х 9 метров или 6 х 12 метров (половина зала), говорить об использовании каких-то «…очень интересных авторских методиках по разным видам спорта…» нет смысла.
Кстати, хотя и робко, но проблему эту на совещании озвучила учитель физической культуры Е. Смирнова: «…естественно, с введением третьего урока физической культуры — нехватка места. Хотелось бы, чтобы приняли какую-нибудь программу для улучшения этого состояния».
Заостряя внимание на материально-техническом обеспечении школ, Президент РФ В.В. Путин привел довольно мрачную статистику: «Сейчас только 83 процента общеобразовательных учреждений имеют спортивные залы. Из них 42 процента нуждаются в реконструкции».
В контексте сказанного, не удивляет тот факт, что в СанПинах (санитарные нормы и правила к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), принятых в 2010 году и действующих по сей день, не обозначена такая норма как потребность в кв. м. на одного ученика при эксплуатации спортивных сооружений в рамках реализации учебной программы по физкультуре. Иначе большая часть школ не прошла бы государственной аккредитации по предоставлению качественных услуг по физкультуре. По всей видимости, СанПины разрабатывались на основе четкого представления о серьезном дефиците спортсооружений в системе школьного образования.
Мэр Москвы С. Собянин, присутствовавший на совещании, озвучил, казалось бы, весьма многообещающую весть: «Мы отремонтировали все школьные стадионы…». Сам по себе факт потрясающий. Однако замечу, что стадионы и спортивные площадки при школах используются в течение учебного года лишь 2-3 месяца в зависимости от погодных условий, тогда как спортзал эксплуатируется 6-7 месяцев. Но какой-либо статистики по строительству или реконструкции школьных спортзалов приведено не было. А ведь решающее условие для получения полноценного физического развития обучающихся — это наличие при школах спортивных комплексов со спортзалами различной функциональной направленности (по видам спорта) и пропускной способностью, адекватной количеству обучающихся.
Но, о такой идиллии многим школам, и особенно тем, что расположены в районах старой плотной застройки, приходится только мечтать. Значит, изъяны преподавания физкультуры в таких школах запрограммированы на долгие годы. Такой факт гарантирован и тем, что в отсутствии внешней экспертизы качества преподавания физкультуры в конкретной школе, говорить о создании каких-то условий, повода нет: спортзал есть и ладно. Проблемы попросту замалчиваются.
Но высветить их можно. Если исходить из того, что спортивные залы в былые времена в основном строились (да и сейчас строятся) в формате 12 х 24 м, что составляет 288 кв. м, а СанПин наполняемости класса — это 25 обучающихся, то санитарная норма на одного школьника при эксплуатации спортзала получается в 11,5 кв.м. Исходя из этого, можно для каждой школы рассчитать процент обучающихся, оказание услуг которым осуществляется в рамках нормы, а оставшиеся проценты рассматривать как долю риска в оказании услуг, не отвечающим требованиям. На основе таких расчетов при полной инвентаризации спортивных сооружений общеобразовательных учреждений и должна быть создана программа обеспечения спортивными залами. В открытом доступе должен быть размещен список школ, в порядке очереди претендующих на реконструкцию спортивной базы.
Указывая на проблему со спортзалами, Президент призвал: «Решить эту задачу в ближайшее время». Но как? Строительство и реконструкция в нынешних условиях неустойчивой экономики — дело затяжное.
Но выход есть. При государственном подходе к решению проблемы, Минобрнауки должено пролоббировать санитарную норму в 11,5 кв.м на одного обучающегося при эксплуатации спортзала, а местные представительства должны взять под контроль соответствие наполняемости образовательного учреждения пропускной способности используемых им спортсооружений. Это, сделает порочную практику использования помещений, неприспособленных к проведению уроков физкультуры, и совмещения двух классов в один урок категорически недопустимой. В тоже время при дефиците мест занятий для физкультуры образовательным учреждениям должно быть предоставлено право переводить определенное количество классов на обучение во вторую смену. Тем более что такая возможность обеспечена теми же СанПинами. В 4 разделе «Требования к зданию» пункт 4.3 гласит: «Вместимость вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна быть рассчитана для обучения только в одну смену». Значит, для остальных школ переход на «двухсменку» может быть осуществлен «хоть завтра». Именно «двухсменка» в былые времена обеспечивала комфортные условия проведения уроков физкультуры. В тоже время, уповая на «двухсменку» сейчас, мы вправе надеяться, что с реализацией программы по строительству и реконструкции спортзалов, она все же отойдет в прошлое.
Только создав комфортные условия, можно рассчитывать на использование современных методик, современных технологий, а значит, и на качество учебного процесса по предмету «Физическая культура».
Об авторе: Шевченко Валерий Николаевич, учитель физической культуры высшей категории, ГБОУ СОШ № 152.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.