Алена Усманова, 08.08.2015 0

Дозирование нагрузки младших школьников на уроках физической культуры


Младший школьный возраст (6-11 лет) очень хорош для формирования физических качеств ребенка. Учащиеся могут развивать свои двигательные способности во время утренней гимнастики, на занятиях в спортивных секциях, на прогулках, в подвижных играх со сверстниками. Не все дети занимаются спортом, поэтому уроки физкультуры позволяют каждому учащемуся получать физическую нагрузку, необходимую для развития организма.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В этом возрасте в процессе физического воспитания очень важно решать такие задачи, как улучшение осанки, закаливание, профилактика плоскостопия, формирование знаний о положительном влиянии упражнений на здоровье человека. Учитель должен заинтересовать детей так, чтобы у них появилось стремление самостоятельно выполнять физические упражнения, а также воспитывать дисциплинированность.

Однако стоит правильно дозировать физическую нагрузку на уроке. Недостаточная интенсивность занятия не позволит получить должного эффекта. Чрезмерная же физическая нагрузка может привести к переутомлению, травмам и снижению интереса к урокам. Определить переутомление можно по окраске кожи, при этом наблюдается ее значительное покраснение, побледнение или синюшность. Большие нагрузки приводят к появлению некоординированных движений, искажению мимики и неточности в выполнении команд. На уроках физической культуры не стоит давать детям такую нагрузку, которая приводила бы к увеличению частоты сердечных сокращений свыше 150-160 ударов в минуту.

Все ученики отличаются друг от друга уровнем физической подготовленности. Поэтому учителю необходимо учитывать на уроке состояние здоровья, функциональные возможности, а также возраст и пол детей, корректировать нагрузку для наиболее сильных и самых слабых учеников.

Для варьирования нагрузок на уроке учителю рекомендуется изменять следующие параметры:

  • продолжительность упражнения;
  • количество повторений упражнения;
  • темп упражнения (скорость);
  • время отдыха между упражнениями;
  • амплитуда движений;
  • усложнение или упрощение условий выполняемого упражнения;
  • изменение исходных положений;
  • характер отдыха.

В младшем школьном возрасте следует избегать нагрузки, связанной с поднятием значительных отягощений. Это связано с тем, что скелет ребенка еще недостаточно сформирован и содержит большое количество хрящевой ткани. Мышцы детей обладают меньшей силой, чем у взрослых и быстрее утомляются. Развитие выносливости в этом возрасте достигается за счет использования бега, лыжной подготовки, комплексов циклически повторяющихся упражнений. Объем нагрузки при равномерном беге может достигать до 1000-1500 метров за урок. Большое внимание необходимо уделять технике и точности выполнения упражнений, так как именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития координации.

В ходе урока физкультуры нагрузка должна нарастать и убывать постепенно. Вводная часть занятия может занимать до 6 минут, основная часть — 25-30 минут, заключительная часть — оставшееся время до конца урока.

Об авторе: Усманова Алена Сергеевна, учитель физической культуры, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Тобольск.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?