Алена Усманова, 08.08.2015 0

Значение подвижных игр в физическом воспитании детей младшего школьного возраста


Игра издавна была важнейшей составляющей жизни человека и использовалась для воспитания и физического развития подрастающего поколения. Из всего многообразия игр можно выделить три основные группы: творческие, подвижные и спортивные.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
  • Для творческих игр характерно наличие в них плана и сюжета, самостоятельно создаваемых ребенком.
  • В подвижных играх имеются разнообразные активные двигательные действия, зависящие от сюжета. (Читайте также: 29 подвижных игр для школьников.)
  • Спортивные игры  — самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.

Подвижные и спортивные игры тесно взаимосвязаны. Подвижные игры являются первичной ступенью игровой деятельности, спортивные — высшая ступень, ведущая к мастерству.

Подвижные игры укрепляют функциональные системы организма, способствуют формированию правильной осанки. При проведении игр на свежем воздухе происходит закаливание детей.

В подвижных играх улучшается реакция на быстро меняющуюся обстановку, развивается умение оценивать пространственно-временные отношения.

Подвижные игры повышают интерес к занятиям физической культурой и спортом, снимают напряжение, которое возникает при многократном повторении упражнений.

Подвижная игра носит коллективный характер, и в процессе игры дети учатся взаимодействовать между собой, у них развиваются волевые качества.

При организации и проведении игр руководящая роль должна принадлежать педагогам, воспитателям. Важно обеспечить безопасность детей в ходе игры и строго следить за дисциплиной.

Игры можно включить в любую часть занятия физической культуры. Подбор игр зависит от цели и задач урока. Например, в подготовительной части урока можно применять игры, которые помогут лучше разогреть мышцы, подготовить организм к предстоящей нагрузке: «День и ночь», «Лови последнего», «Зайцы и моржи».

В основную часть урока включают игры, эстафеты, позволяющие формировать двигательные умения и навыки, предусмотренные темой урока.

В заключительной части применяются игры на внимание, на развитие координации, способствующие расслаблению организма («Запрещенное движение», «Кто лучше услышит», «По местам»).

Подвижные игры особенно значимы для воспитания и формирования характера в детские и юношеские годы. Однако при выборе подвижных игр учителю необходимо знать и в обязательном порядке учитывать возрастные, психические и анатомо-физиологические особенности учащихся.

Возраст ребенка от 7 до 10 лет является сензитивным для развития двигательных способностей и качеств. Игры занимают важное место в этом периоде жизни человека, так как позволяют удовлетворять большую потребность в движениях.

Стоит учесть, что дети быстро утомляются. Поэтому немаловажно делать короткие перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают такие игры, как «Охотники и утки», «Удочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Два Мороза» и др.

Кости и связки детей еще недостаточно сформированы и легко поддаются деформациям под влиянием больших нагрузок. Поэтому нельзя применять игры, связанные с поднятием и перебрасыванием тяжелых предметов.

Объяснять правила игры детям нужно кратко и доступно.

Таким образом, подвижные игры имеют огромное значение для воспитания и физического развития детей младшего школьного возраста.

Об авторе: Усманова Алена Сергеевна, учитель физической культуры, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Тобольск.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?