Значение подвижных игр в физическом воспитании детей младшего школьного возраста
- Для творческих игр характерно наличие в них плана и сюжета, самостоятельно создаваемых ребенком.
- В подвижных играх имеются разнообразные активные двигательные действия, зависящие от сюжета. (Читайте также: 29 подвижных игр для школьников.)
- Спортивные игры — самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.
Подвижные и спортивные игры тесно взаимосвязаны. Подвижные игры являются первичной ступенью игровой деятельности, спортивные — высшая ступень, ведущая к мастерству.
Подвижные игры укрепляют функциональные системы организма, способствуют формированию правильной осанки. При проведении игр на свежем воздухе происходит закаливание детей.
В подвижных играх улучшается реакция на быстро меняющуюся обстановку, развивается умение оценивать пространственно-временные отношения.
Подвижные игры повышают интерес к занятиям физической культурой и спортом, снимают напряжение, которое возникает при многократном повторении упражнений.
Подвижная игра носит коллективный характер, и в процессе игры дети учатся взаимодействовать между собой, у них развиваются волевые качества.
При организации и проведении игр руководящая роль должна принадлежать педагогам, воспитателям. Важно обеспечить безопасность детей в ходе игры и строго следить за дисциплиной.
Игры можно включить в любую часть занятия физической культуры. Подбор игр зависит от цели и задач урока. Например, в подготовительной части урока можно применять игры, которые помогут лучше разогреть мышцы, подготовить организм к предстоящей нагрузке: «День и ночь», «Лови последнего», «Зайцы и моржи».
В основную часть урока включают игры, эстафеты, позволяющие формировать двигательные умения и навыки, предусмотренные темой урока.
В заключительной части применяются игры на внимание, на развитие координации, способствующие расслаблению организма («Запрещенное движение», «Кто лучше услышит», «По местам»).
Подвижные игры особенно значимы для воспитания и формирования характера в детские и юношеские годы. Однако при выборе подвижных игр учителю необходимо знать и в обязательном порядке учитывать возрастные, психические и анатомо-физиологические особенности учащихся.
Возраст ребенка от 7 до 10 лет является сензитивным для развития двигательных способностей и качеств. Игры занимают важное место в этом периоде жизни человека, так как позволяют удовлетворять большую потребность в движениях.
Стоит учесть, что дети быстро утомляются. Поэтому немаловажно делать короткие перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают такие игры, как «Охотники и утки», «Удочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Два Мороза» и др.
Кости и связки детей еще недостаточно сформированы и легко поддаются деформациям под влиянием больших нагрузок. Поэтому нельзя применять игры, связанные с поднятием и перебрасыванием тяжелых предметов.
Объяснять правила игры детям нужно кратко и доступно.
Таким образом, подвижные игры имеют огромное значение для воспитания и физического развития детей младшего школьного возраста.
Об авторе: Усманова Алена Сергеевна, учитель физической культуры, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Тобольск.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.