Разноцветный учитель
|
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 07.04.2016, 10:56 | Сообщение # 1 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Уважаемые коллеги! Хочется сказать несколько слов о том, кто же такой учитель. Открываю новую тему в Болталке по причине временных трудностей. Если есть мысли об этом и не считаете зазорным высказаться именно здесь, давайте поговорим. Начну чуть позже, а сейчас хотелось бы просто увидеть мнение о целесообразности такой темы.
07.04.2016
|
|
|
| |
|
elena57 | Дата: Четверг, 07.04.2016, 15:45 | Сообщение # 2 |
elena57
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
2098 |
Награды: |
46 |
Статус: |
Offline |
|
Великие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, а мелкие - людей. Эти слова принадлежат первой леди мира – Элеоноре Рузвельт. Тема интересная, но обсуждать придётся личность учителя, т.е. людей. Не рискуем ли мы попасть в категорию мелких умов, исходя из приведённой Вами цитаты?
07.04.2016
Сообщение отредактировал elena57 - Четверг, 07.04.2016, 15:46
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Пятница, 08.04.2016, 03:23 | Сообщение # 3 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата elena57 ( ) Не рискуем ли мы попасть в категорию мелких умов, исходя из приведённой Вами цитаты? Представляет определённый интерес не только проникнуться содержанием слов Элеоноры Рузвельт, но и посмотреть на её слова немного с другой стороны. Блестящее высказывание! Исключительно содержательное и критериальное высказывание, необычайно активное и острое. Последствия любых попыток обсуждения автора высказывания и характеристика человека, предпринимающего их, уже заключены в самом высказывании. Дефиниция интеллектуальной резервации для тех, кто склонен рассматривать само высказывание как событие и попытается поговорить именно об этом, тоже предельно конкретна. Элеонора Рузвельт одним росчерком «Parker 51» сумела увековечить в одном предложении и блестящую идею, и основанный на ней критерий определённой классификации. Будучи аутологичным, критерий в применении к самой госпоже Рузвельт однозначно и неоспоримо определяет её атрибут. Погрузившись в обсуждение, мы можем ничем не рисковать. Причин несколько. Одна, лежащая на поверхности, заключается в том, что для тех немногих, которые могут продолжить участвовать в дискуссии, лишь опустившись с вершин идеи Учительства через конкретные события и до равнин персоналий, указанная цепочка интересна лишь в той степени, когда можно полить чем угодно или славословить конкретную Марьванну или Аннупалну. В остальных случая интерес очень быстро угасает. Обсуждение героев стендов «Не проходите мимо», «Их разыскивает милиция» или «Страна должна знать своих героев» актуально и зажигательно, но всегда, как и показывает практика нашего форума, превращается в беспросветный базар. Восхождение же от личностей через события к вершинам идей требует не только хороших легких, но и определенных навыков отделения зёрен от плевел. Вторая и более существенна причина тоже прекрасно сформулирована незабвенной госпожой Рузвельт: «Всегда помни, что у тебя нет права быть личностью. У тебя есть обязанность». Проще безлико копаться в чужом белье, показывая все его дырки и грязь. Личность всегда ищет причины поражений в себе, а истоки побед – в других. Личность – это всегда позиция, персональная ответственность, вытекающая из обязанностей. Позволю себе высказать мысль, может быть, крамольную с точки зрения словесников. Любой литературный герой через свою сопричастность к определенным событиям становится героем значимым и запоминающимся в той степени, в какой в его образе фокусируется определенная идея. Изреченные слова могут содержать ложь или вербальным венком сопровождать её, но в любом случае они уже принадлежат вечности и в этом смысле они попадают в её анналы не в качестве букворяда, но в качестве идеи. Период полузабвения идеи зависит от её содержательности, хотя какое дело вечности до времени?! Совершенно такая же крамольная мысль всегда возникала у меня, когда я читал взахлёб озвученные растяжки через улицы «НЕ МОЖЕШЬ ДЕЛАТЬ КАЧЕСТВЕННО - НЕ БЕРИСЬ ВООБЩЕ»! или «ТОЛЬКО НАЙДИ СВОЁ ДЕЛО И СТАРАЙСЯ СТАТЬ САМЫМ ЛУЧШИМ»! И ещё массу аналогичных гимнов порядочности, чистоте, стремлению к самым высоким высотам. Позволю отнестись к этим акафистам как к определенной модели жизненной позиции резко отрицательно. Причина. Мы говорим о людях в основном уже состоявшихся, определившихся в жизни. Такие люди и профессию выбирают под себя. И оставаться они должны всегда самими собой. Учительство в этом плане абсолютно не отличается от других занятий. Ничем! Разговоры о том, что учитель имеет дело с человеческими судьбами, принимает участие в их формировании, несет свет знаний, сеет то самое «разумное, доброе, вечное», поэтому особенно ответственен перед человечеством, - суть разговоры демагогические и рассчитанные на наивных. Все мы несем ответственность за наших детей. Иной взгляд на проблему воспитания – взгляд не просто ущербный, а вредный. Основа любого воспитания – воспитание личности. А личность не может быть совсем серой или других оттенков серости. У личности есть всего несколько фундаментальных атрибутов. Быть лучшем не в их числе. Не можешь – не берись – не в их числе. И вообще те мудрости, какие были озвучены параллельно с этими, не в их числе. Горение – для личности исключительно важно. Не буду мудрствовать. Поднимусь из своих болот до мелочности и вспомню Юнну Мориц. Терпи, мой родной, терпи! Страдай, мой родной, страдай! В чужой постели не спи, Кусок чужой не съедай. Не зарься на скарб чужой, Не пачкай чужую честь - Не будешь горбат душой, А будешь такой, как есть. Надежды чужой не гробь, Досады чужой не множь. Ты - человек, ты - дробь, Правды и кривды дрожь!.. Пестуй детей чужих, Падок не будь на месть - Будешь не дрянь мужик, А будешь такой, как есть. Храмов чужих не хай, Веры чужой не пни, С нищим дели сухарь, Родине долг верни. В худшие дни не трусь, В лучшие не наглей, - Может быть, я вернусь Матерью быть твоей....
И если эти святые истины не находят отзвука в душе, это беда для этой обделенной души. Если «правды и кривды дрожь» не стучится как пепел Клааса в сердце учителя – это трагедия для общества. Мне нечего больше добавить. Совсем нечего.
08.04.2016
|
|
|
| |
|
Лорисон | Дата: Понедельник, 11.04.2016, 11:27 | Сообщение # 4 |
Лорисон
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
890 |
Награды: |
20 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата elena57 ( ) Тема интересная, но обсуждать придётся личность учителя, т.е. людей. Не рискуем ли мы попасть в категорию мелких умов, Боюсь, в таком случае на форуме все ходят по острию ножа, беседуя о школьниках, директорах, родителях... Хотя, конечно, приятно было бы считать себя великим умом.
11.04.2016
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Понедельник, 11.04.2016, 11:42 | Сообщение # 5 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Лорисон, не могу в очередной раз не сослаться на Первую леди: "Мне кажется, что если при рождении ребенка мать попросит у феи для своего дитя самый лучший дар, то это будет любопытство." Давайте от греха попасть в незаслуженную категорию не будем рассматривать это высказывание как идею, а просто как каприз Элеоноры, и подумаем, как же такое могло залететь в голову конкретной американке.
11.04.2016
|
|
|
| |
|
Лорисон | Дата: Понедельник, 11.04.2016, 12:02 | Сообщение # 6 |
Лорисон
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
890 |
Награды: |
20 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Александр_Игрицкий ( ) "Мне кажется, что если при рождении ребенка мать попросит у феи для своего дитя самый лучший дар, то это будет любопытство." "Любопытной Варваре на базаре нос оторвали".
Цитата Александр_Игрицкий ( ) как же такое могло залететь в голову конкретной американке. Возможно, прочитала эту идею у некой другой первой леди, которая блистала до неё.
11.04.2016
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Понедельник, 11.04.2016, 19:00 | Сообщение # 7 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Лорисон, здесь есть небольшая языковая особенность. Отдышусь и чуть позже напишу.Добавлено (11.04.2016, 19:00) ---------------------------------------------
Цитата Лорисон ( ) "Любопытной Варваре на базаре нос оторвали". Языковая особенность состоит в том, что для английского языка оба русских слова "любопытство" и "любознательность" фактически равнозначны. Любознательной Варваре на базаре делать нечего и переживать за свой нос не стоит. Она в книжках копается! Не просто нюанс - отличие серьезное. Для англоязычных сэров и леди всё это будет curiosity. У них и космический аппарат имеет такое имя. Иногда, подчеркивая серьезность curiosity, они могут добавить intellectual. Не более. И у Первой леди в подлиннике: I think, at a child's birth, if a mother could ask a fairy godmother to endow it with the most useful gift, that gift would be curiosity. Поэтому все претензии к переводчику. Уверен, что Нора Галь в данном контексте перевела бы curiosity как любознательность. Что содержательнее. Однако если говорить именно о колыбельном периоде, то реальнее, конечно, любопытство, которое только потом может в хороших руках перерасти в любознательность.
11.04.2016
|
|
|
| |
|
Лорисон | Дата: Вторник, 12.04.2016, 11:22 | Сообщение # 8 |
Лорисон
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
890 |
Награды: |
20 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Александр_Игрицкий ( ) для английского языка оба русских слова "любопытство" и "любознательность" фактически равнозначны. Не соглашусь. Мне лучше было сразу привести английский вариант той поговорки: "curiosity killed the cat". Много раз слышала, как родители говорят про Варвару малышам в ответ на вполне нормальные вопросы. Поэтому и всплыла эта поговорка как контраст на слова Первой леди. Два полюса в воспитании: инициировать любопытство (= любознательность) и забивать его на корню.
12.04.2016
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Вторник, 12.04.2016, 11:34 | Сообщение # 9 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Лорисон, рискните написать на почту. Это просто просьба. ... А я соглашусь с Вами. Кошки действительно любопытны. И с двумя полюсами полностью соглашусь. Вы с кем не согласны? С Первой леди или с переводчиком? Поставлю вопрос иначе: каким словом Вы заменили бы "curiosity" в её фразе?
12.04.2016
|
|
|
| |
|
Лорисон | Дата: Вторник, 12.04.2016, 11:46 | Сообщение # 10 |
Лорисон
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
890 |
Награды: |
20 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Александр_Игрицкий ( ) Поставлю вопрос иначе: каким словом Вы заменили бы "curiosity" в её фразе? Никаким. Она сказала именно то, что имела ввиду. Если Вы подразумеваете "отсебячину", то я бы как вариант взяла "intelligence".
12.04.2016
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Вторник, 12.04.2016, 15:33 | Сообщение # 11 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Лорисон ( ) Она сказала именно то, что имела ввиду. Никаких сомнений и возражений! Но согласитесь, что при переводе мнение переводчика зачастую перевешивает мнение автора, и неизбежно привносится личный элемент. Получить же согласие автора на правильность перевода невозможно. Любой из нас, озвучивая пропущенную через себя иноязычную фразу, всегда выдает отфильтрованную в своем сознании отсебятину. И никуда от этого не уйти. Переводить Иосифа Бродского на чужой язык - дело практически безнадежное. Он сам попытался как-то исправить эту ситуацию и сделал свой перевод себя. На что незамедлительно услышал вопрос друзей : "Иосиф, это кто же тебя так изуродовал"? Это я всё к тому, что в подавляющем большинстве словарей curiosity переводится с английского и как любознательность, и как любопытство. В обратную сторону аналогично. И любопытство - curiosity, и любознательность - curiosity. Только у А.И.Смирницкого я нашёл перевод любознательности как inquisitiveness. В нашем родном любопытство ближе к сованию носа во все дела, выспрашивание со всеми несущественными подробностями, или в мягкой форме - "почемучка". Любознательность - это попытка вникнуть в суть, докопаться, разобрать по винтикам. Ваше "intelligence" в классификации проявлений интереса я бы выделил принципиально отдельно. В любом случае, Лорисон, большущее спасибо за участие в разговоре. Очень интересная тема!
12.04.2016
|
|
|
| |
|