Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках истории
Личностные УУД принято делить на три блока:
- самоопределение, под которым подразумевают процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
Глобальные изменения в обществе порождают необходимость выработки каждому человеку собственного отношения к происходящему. Самоопределение связано с принятием человеком жизненно важных решений, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: поиск новой работы, определение сферы деловой активности, участие в выборах и пр. Также самоопределение играет важную роль в понимании собственной идентичности, в выборе собственного жизненного пути[1].
В сфере современного образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой процесс — передачи способов самоопределения. В качестве объекта образования выступает образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера) в процессе выбора, исследования и преобразования которого и происходит самоопределение.
- ценностно-смысловая ориентация, подразумевающая избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении.
- нравственно-этическое оценивание, предполагающее развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм.
Таким образом, личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Исторический материал является благодатной почвой для формирования личностных УУД. Хочу поделиться опытом в данном направлении, работая по ОС «Школа 2100». Приведенные варианты заданий универсальны и могут использоваться учителями, которые не работают по данной образовательной системе.
Авторы программы цели обучения представили в виде линий развития личности ученика средствами предмета «История»[2]: овладение исторической картиной мира, формирование открытого исторического мышления, нравственное самоопределение личности и гражданско-патриотическое самоопределение личности. Последние две как раз и нацелены на достижение личностных результатов, так как формируют умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему ценностей и умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
Достижению результатов способствует такой методический инструмент как рабочая тетрадь[3], в которой представлены различные виды заданий, в том числе направленные на формирование личностных УУД:
- Задания на умение оценивать исторические события и явления
Например, какое на твой взгляд, положительное или отрицательное влияние друг на друга оказывали Русь и Золотая Орда[4]?
Пример ответа ученика 6 класса: Влияние друг на друга Руси и Орды: положительное (по обычаю Орды князь сам представлял власть хана; использование на Руси татарских вещей и их названий; В Орде были русские ремесла, некоторые обычаи; совместная торговля и обеспечение безопасности торговых путей; обогащение генофонда) и отрицательное (Орда поощряла дробление крупных княжеств; восстания против баскаков вносили нестабильность; девушек уводили в рабство; население после переписи обложили данью; ярлык на великое княжение нарушал обычай престолонаследия; упадок торгово-ремесленных городов).
Пример ответа ученика 6 класса: Влияние друг на друга Руси и Орды: положительное (борьба против Ливонского ордена, культурный взаимообмен, укрепление власти князя, торговый обмен) и отрицательное (Орда продавала и унижала русских людей, разграбление русских княжеств, нарушение обычаев, введение налогов без учета мнения населения, упадок торгово-ремесленных городов).
Положительным результатом подобных заданий является умение оценивать любое событие с разных сторон, подбирая необходимые аргументы в пользу выбранной позиции.
- Задания, направленные на формирование умения определять нравственные оценки исторических событий.
Например, попробуй объяснить, какие поступки князей московской династии вызывают у тебя — человека XXI века — сочувствие, а какие — неприятие (тема «Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453)»)[5]
Пример ответа ученика 6 класса: вызывает сочувствие стремление Василия II замолить свои грехи после того, как для его выкупа из плена пришлось отдать свое «добро» многим жителям княжества. Вызывают неприятие действия Шемяки, обманом схватившего и ослепившего Василия II; действия Василия II, который ослепил плененного им Василия Косого; поступок Софьи Витовны на пиру, когда она сорвала прилюдно золотой пояс, унизив князей; действия Василия II и Василия Косого, которые во время войны жестоко расправлялись с боярами, поддерживавшими того или иного противника (ослепляли, вешали, сажали в темницы).
Задание сложно тем, что надо не только вычленить поступки, но еще и объяснить, почему тот или иной деятель поступал неправильно, в разрез с нравственными ценностями человека XXI века.
Похожие задания направлены на умение выявлять гуманистические нравственные ценности при оценке исторических явлений. Например, назови те порядки в жизни российских землевладельцев и земледельцев, которые тебе, человеку XXI века, кажутся справедливыми и те, которые ты считаешь несправедливыми. Объясни свой ответ[6].
- Задания, направленные на умение представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.
Например, если бы ты, человек XXI века, оказался на месте викинга, за какие действия соплеменников ты бы испытывал угрызения совести, а за какие — гордость[7].
Пример ответа ученика 6 класса: я считаю, что действия викингов могут вызывать гордость, потому что викинги — сплоченные, дружные, поднялись на ступень цивилизации, строили корабли (прочные, легкие), были искусными рыбаками, основали королевство Ирландия, открыли остров Исландия. Вели успешные войны (захватили Йорк, Сицилию, Южную Италию). Бесстрашные. Вели торговлю рыбой, мехами, кожей, товарами, захваченными в других странах. Имели собственную письменность — руны. Но, с другой стороны, их действия могут вызывать угрызения совести, потому что викинги совершали морские набеги на берега других стран, нападали на мирных путешественников в своих водах, их внезапное появление вселяло ужас; раздробленные королевства долго не могли дать отпор, и многим оставалось только молиться «Боже, избавь нас от неистовства норманнов», убивали людей и скот, не щадили ни женщин, ни детей.
Задание позволяет научиться объяснять мотивы поступков людей. Это очень важно для практической жизни любого человека. Данное умение поможет учиться разрешать конфликтные ситуации в жизни, поскольку найти причину явления — половина успеха.
Интересны результаты творческой работы обучающихся при выполнении задания, направленного на составление диалога между участниками или свидетелями тех или иных событий. В качестве примера приведу творческие работы обучающихся 7 класса в ходе изучения Петровских преобразований в России.
- Ученики составили диалог случайно встретившихся в трактире бывшего боярина и дворянина:
Дворянин: Здорово!
Бывший боярин: И Вам не хворать!
Дворянин: В прошлом месяце я получил новый ранг статского советника. А как Ваше продвижение по службе?
Бывший боярин: А я до сих пор коллежский асессор и не знаю, где будут жить мои дети, потому что я не могу передать им свою землю по наследству. Хотя совсем недавно я об этом даже и не задумывался. И вообще мне эти новшества не по душе.
Дворянин: Я с Вами крайне не согласен. Я считаю, что наш Император поступил справедливо, введя «Табель о рангах». Теперь я, будучи незнатного рода, могу обеспечить своих детей. И Вы можете получить эту возможность.
Бывший боярин: Конечно, смогу. Только вот я не понимаю: зачем мне служить ради того, что у меня и так было? И я не понимаю, зачем мне нужно учиться, если я и без этого хорошо жил?
Дворянин: Но так мы не приблизимся к европейским странам. Вы же там обучались? Вам понравилось в Европе?
Бывший боярин: Да, там красиво. Но мне все же приятней видеть людей в русских кафтанах, чем в немецких одеждах. И, вообще, зачем нам гнаться за этой Европой, у нас и так хорошо?!
Дворянин: Чтобы не стать колониями как Индия и другие азиатские страны. Чтобы быть независимыми и не подчиняться той же Европе.
Бывший боярин: складно Вы говорите, да меня Вам не переубедить.
Дворянин: Время нас рассудит.
- Ученицы представили разговор двух купцов Василия и Никиты, которые встретились на ярмарке:
Василий: Странные нонче времена пошли….
Никита: А что странного? Наш Великий государь Россию с колен поднимает!
Василий: Скажешь тоже, Никита, поднимает… Ты только посмотри – перепись населения прошла, так мне теперь платить налоги надо и за себя, и за отца моего престарелого, и за только что родившегося сына моего Антошку. А теперь корабли с утра до ночи строить…
Никита: Прав наш Государь! А как же строить-то иначе? Как силы-то государству набраться? Вспомни, как мы Северную войну выиграли, а ведь 21 год шла. Теперь мы можем гордиться нашей Россеей-матушкой!
Василий: А ты вспомни, Никита, как царь заставлял нас бороды брить, да в заморских костюмах ходить, курам насмех!
Никита: Это да… Зато посмотри на царя: сам всему учится. Знает аж 14 профессий. Да и бояр этих злых проучил… Теперь любой христианин может дворянином стать. Вон Ванька с соседнего двора уж до майора дослужился.
Василий: А еще я помню, как Петр Алексеевич в церквях колокола снимал. Да и календарь сменил: не поймешь – когда году начало. А церковь он не любит… И патриарха убрал!
Никита: Так власть укрепляет! Да и вместо приказов путанных коллегии создал — не один, а сообща дела решают!
Василий: Коллегии, коллегии! Народ слух несет, мол, государь созвал всепьянейший и всешутейший собор, где люди силком должны пить и веселиться, а кто не пьет – розгами бьют!
Никита: Зато Петр земли на губернии разделил, а в городах свое управление создал. Да и престол абы кому царь не передаст. Указ вышел «О престолонаследии». А сына своего не пожалел за измену…
Василий: Что там говорить… вот у простых крепостных крестьян ничего не изменилось, все у них осталось по-старому. А как рекрутскую повинность ввел? В Астрахани народ под руку Кондратия Булавина встал… Да подавили всех…
Никита: Василий, да посмотри вокруг! Сколько образованных людей стало! А наша армия и флот — самые сильные в Европе!
Василий: Это верно...
Никита: Все равно, при Петре лучше, чем наши деды жили при Иване Грозном да при Дмитриях!
Подобные творческие работы способствуют повышению мотивации к изучению той или иной темы, ребята используют дополнительную информацию, проявляют фантазию на основе исторического материала. Задание способствует развитию коммуникативных способностей, нацеленности на результат. Каждый из диалогов несет в себе оценку тех или иных событий, является неким итогом формирования личностных УУД.
Контрольные работы по истории состоят из ряда заданий, направленных на выявление степени сформированности определенных умений. Одно из заданий проверяет умение давать свою оценку историческим явлением и объяснять их. Как показывает практика, эта группа заданий, является наиболее сложной для обучающихся. Мониторинг контрольных работ показывает, что в 5-м классе 100 % детей могут оценить событие с позиции «хорошо - плохо», но только 20 % детей, аргументируют свой выбор оценки, опираясь на конкретный исторический факт. Систематическая работа на уроках, направленная на формирование личностных УУД, дает свои результаты: в 7-м классе — 90 % детей, аргументируют свой выбор оценки, опираясь на конкретный исторический факт, из них — 70 % приводят больше одного аргумента.
Таким образом, формирование личностных универсальных учебных действий является важным результатом в становлении личности обучающихся, в их адаптации во взрослой жизни.
[1] Самоопределение // Новейший философский словарь //http://enc-dic.com
[2] О линиях развития на уроках истории или о том, зачем современному человеку изучать прошлое? // http://w.school2100.ru
[3] Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплекс ОС «Школа 2100"
[4] Д.Д. Данилов и др. Рабочая тетрадь к учебнику «История России» 6 класс, - М.: БАЛАСС, - 2013 г.
[5] Там же.
[6] Д.Д. Данилов и др. Рабочая тетрадь к учебнику «История России» 6 класс, - М.: БАЛАСС, - 2013 г.
[7] Там же.
Об авторе: Вострякова Ольга Владимировна, учитель истории и МХК, МБОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска Архангельской области.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.