«Важно не то, как ты работаешь, а как отчитываешься!» — интервью с Николаем Борытко, доктором педагогических наук, профессором
— Сегодня существует множество педагогических технологий. Что следует знать педагогам, которые намерены использовать новую для себя технологию?
— Вопрос о педагогических технологиях уже десятилетия является одним из самых дискутируемых. И это не случайно: ведь именно в технологиях раскрывается мастерство любого профессионала, его отличие от любителя-дилетанта. Даже прямой перевод этого термина с греческого языка означает «учение о мастерстве» (techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, понятие, учение). Технология — это интеграция, сплав теории и практики. Технология — это обоснованный путь к заранее запланированному результату. Но технология требует большого труда не только для ее разработки, но и для освоения. Поэтому я всегда советую, прежде чем браться за освоение какой-либо технологии, ответить для себя на следующие пять вопросов:
1. Что новое, оригинальное в ней содержится по сравнению с тем, что я уже делаю?
Уровень новизны технологии зависит не только от степени мастерства педагога, не менее важны цели, на достижение которых направлена технология, и условия, в которых она обещает быть эффективной.
2. На решение каких проблем она направлена?
Возможно, эти проблемы не актуальны для детей, с которыми работает педагог. Или это проблемы не его специализации (технология формирования грамотности, к примеру, вряд ли будет полезна в работе учителя музыки).
3. В каких условиях эта технология обещает быть эффективной?
Может оказаться, что требуемые условия недостижимы в работе данного педагога, тогда данная технология ему не поможет, а усилия, затраченные на ее освоение, пропадут понапрасну.
4. Следует ли использовать конкретную технологию в своей работе?
Педагогическая технология может быть эффективной только в том случае, если она:
- актуальна, т.е. востребована современными условиями общественного развития;
- основана на закономерностях человеческого восприятия и развития ребенка;
- учитывает особенности данного состава класса (или отдельного ребенка), самого педагога и условий, в которых он эту технологию осуществляет.
5. Если да, то в какой степени (целиком или на уровне отдельных элементов)?
Возможно, технология интересна, но достаточно применять ее лишь на уровне характерных для нее приемов и методов или их групп, не доводя до целостного применения.
При этом, как показывают исследования, следует различать технологию (переносимый алгоритм деятельности) и технологичный (результативный) опыт, «привязанный» к особенностям самого педагога и условиям его работы. Во втором случае мы можем воспользоваться лишь отдельными аспектами этого опыта. Как указывал еще К.Д. Ушинский, «Передается не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта, используется его идея, причем в новых условиях, новыми средствами на новом уровне».
— С чем может быть связана проблема, почему технология не работает с конкретными детьми в конкретном классе?
— Нет и не может быть универсальных технологий. Прежде чем использовать какую-либо технологию, нужно изучить ее, как минимум, по четырем признакам:
- Определить круг задач, успешно решаемых в процессе применения технологии (это могут быть как конечные, так и промежуточные результаты, получаемые благодаря такой работе).
- Выделить критерии и показатели эффективности деятельности педагога, работающего по данной технологии, а также предусмотренные ею способы диагностики и коррекции педагогического процесса.
- Понять объективные закономерности, на которых построена технология, и допустимые границы вариативности педагогической деятельности (допустимые методы, приемы, организационные формы работы).
- Выявить условия оптимальности технологии, способы их создания или учета, варианты их сочетания, степень значимости.
— Какие методики и технологии, на Ваш взгляд, работают в большинстве случаев?
— Те, которые в максимальной мере включают в деятельность самих обучаемых или воспитанников. Для меня примером такой, «почти универсальной», технологии является технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова (хоть сам он ее называл методикой). А примером высокотехнологичной деятельности — опыт В.А. Сухомлинского.
— По роду своей деятельности, Вы изучаете педагогическую теорию и практику других стран, общаетесь с педагогами, работающими вне российской системы образования. Что, на Ваш взгляд, стоит внести в нашу систему образования из других систем? Чего не хватает нашей школе?
— Больше всего нам не хватает внимательного, заботливого, трепетного отношения к ученику/воспитаннику. У нас все «заточено» на реализацию стандартов, планов, программ, указаний, но не на помощь ребенку. Я как-то прочитал в американском журнале статью под названием «Потерянный человек в образовании». Так вот у нас его и не ищут: «Ищу Человека!» — это не про наше образование, к сожалению. Есть отдельные учителя, даже школы, но система в целом, увы, все более бюрократизируется. Вспоминается, как меня в шутку поучал мой старший коллега: «Важно не то, как ты работаешь, а как отчитываешься!». Тогда, сорок лет назад, это еще казалось шуткой, теперь… Увы.
— Правильно ли я понимаю, что гуманитарная концепция исходит из того, что ребенок вправе сам определить, стоит ему заниматься образованием и в какой мере, и современный учитель должен принять такое решение ребенка и уважать его?
— Нет, не правильно. Сказанное — про гуманистическую концепцию, да и то, в крайнем ее проявлении. А гуманитарная концепция говорит о том, что человека нужно научить самому справляться с жизненными трудностями, самому решать жизненные задачи. Если вспомнить избитый вопрос «Что делать с голодным: дать ему рыбу или дать удочку и научить самому ловить рыбу?», то первый вариант — гуманистическая концепция, а второй — гуманитарная.
— Нам приходят вопросы и комментарии от пользователей. Вот один из них, учитель пишет: «Восьмиклассница не хочет учиться. Считает, что это ее личное дело и ее личная жизнь, в которую не имеет право вторгаться учитель. Она сама решает — будет она учиться или нет. Как убедить такого ребенка в необходимости обучения? Авторитетов среди взрослых у нее нет. Воспитывает ее бабушка». Как поступить в данной ситуации? Насколько учитель вправе принять решение ребенка, которое, возможно, сделано не осознанно, но может иметь серьезные последствия в будущем? Что должен предпринять учитель в этой ситуации?
— А это и есть «отрыжка педагогического гуманизма», последствия сюсюканья с ребенком. У С.Я. Маршака есть замечательное стихотворение:
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
Здесь следует вспомнить известное, что «свобода – это не “свобода от”, а “свобода для”». Не хочешь учиться? — Пожалуйста! Но только когда ты будешь жить на необитаемом острове. А ты среди людей, и в любом сообществе (даже у животных, у растений) есть взаимные обязательства. Они не всегда выбираются («сама решает»), некоторые даются по факту рождения. Именно так: не только права, но и многие обязанности даются по факту рождения. Ты ведь ешь, пьешь, одеваешься и обуваешься, пользуешься общественным транспортом и другими общественными благами… А что взамен? Что ты даешь взамен своей бабушке, которая из последних сил пытается тебя «вывести в люди»? Сейчас не очень популярно обращаться к В.И. Ленину, но вдумайтесь в его слова «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» — нельзя не потому, что кто-то запрещает, а нельзя потому что невозможно!
А учителю следует помнить, что наша профессиональная деятельность реализуется в социально-гуманитарной сфере, что означает постоянное сопряжение (согласование), гармонизацию (!) интересов общества и человека. И ни общество, ни человек не должны главенствовать — иначе оба проиграют.
— Сегодня очень много разговоров о том, что учитель несет ответственность за поведение ребенка вне школы. Например, в выходные дни вечером дети распивали пиво на улице и были доставлены в полицию, или, например, дети ограбили магазин. В обоих случаях полиция и чиновники от образования обратились в школу, к классному руководителю, который, по их мнению, должен был провести беседы (разумеется, под роспись) о недопустимости распития спиртных напитков и ограбления магазинов. Учителям предъявлены выговоры и сняты стимулирующие. Насколько такая практика соответствует современной педагогической науке и требованиям к учителям? Как подобные ситуации разрешаются в других странах?
— Такая практика, в первую очередь, противоречит действующему законодательству: школа несет ответственность за ребенка лишь в рамках организации образовательного процесса. Дети распивали пиво и грабили магазин во время урока или организованного школой (педагогом) внешкольного мероприятия? Тогда отвечает школа. В иных случаях ответственность по закону должны нести родители. А это полицейско-чиновничье ханжество только подстегивает детскую преступность. Будто у нас нет иных социальных институтов, кроме школы: подразделений по делам несовершеннолетних, учреждений культуры, клубов по месту жительства…
А родители вообще ни за что не отвечают: родили ребенка и «сдали на хранение» в школу? Вместо того, чтобы восстанавливать систему социального и родительского воспитания, проще «сделать крайним» учителя. Мне, в мою бытность директором школы, тоже пытались ночью звонить из, тогда еще, милиции: «Вы знаете, что сейчас делают Ваши ученики?». Я им ответил, что у меня в школе нет ночной смены и сейчас они не ученики. Но гражданами они остаются круглосуточно — и сейчас с ними должна работать милиция, не перекладывая свою работу на меня. Подействовало. Но сейчас учителя никто не собирается защищать от полицейского и чиновничьего произвола потому, что абсолютно бесправным стал руководитель образовательной организации, которого в любой момент можно уволить без какого-либо обоснования. А незащищенный учитель проявляет рабскую психологию и подло мстит ученикам. Ученики идут на улицу и «разряжаются». Цепочка замкнулась. До тех пор, пока наше государство не возьмет на себя ответственность за подрастающее поколение, до тех пор, пока в государственной думе и других властных структурах не перестанут перекладывать ответственность за все неудачи и преступления на школу, учителя не смогут достойно выполнять свою работу. А хуже от этому всем нам и каждому в отдельности.
— Какие книги, на Ваш взгляд, должен прочитать каждый начинающий педагог? Какие издания или каких авторов Вы рекомендуете Вашим студентам?
— Для меня главной педагогической энциклопедией давно стала книжка «Планета людей. Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Уже не знаю, сколько раз ее перечитывал, но каждый раз открываю для себя новые идеи. Вдохновляют книги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Л. Соловейчика, В.П. Крапивина. В них нет разработок, методик, технологий. Но с их помощью можно «избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли» (Д.М. Достоевский). И тогда даже в сложившихся нелегких условиях учитель не потеряет достоинство Учителя, будет не только учителем предмета, но и учителем жизни. Мне повезло и везет сейчас: я встречал и встречаю таких педагогов, учился и учусь у них. Они разные, но всех их объединяет то, что они люди думающие. Вот и книги надо искать такие, которые побуждают к раздумьям, к размышлениям.
— Как Вы оцениваете состояние рынка педагогической литературы (в т.ч. и периодических, и интернет-изданий) сегодня? Насколько, на Ваш взгляд, поставщики такой литературы успевают за новыми технологиями, насколько удовлетворяется потенциальный спрос на такую литературу? Что Вы можете порекомендовать из последних изданий?
— «Состояние рынка педагогической литературы» я оцениваю как катастрофическое, поскольку эти самые «поставщики» работают исключительно «на потребу публики»: ЕГЭ, ФГОС, планирование… Причем, без сколько-нибудь профессиональной экспертизы, подготовки, редактирования. Даже полиграфическое оформление отталкивающее. Но учителя берут, чтобы читать уроки с этих дешевых (не по цене, а по содержанию) изданий. И это не потому, что учителя плохие, а потому, что они уже не успевают писать все то, что с них требуют. Про «думать» уже и говорить не приходится. Что касается интернет-изданий, то нередко нахожу отдельные интересные материалы, но рекомендовать какой-либо ресурс не берусь.
От редакции
Согласно рейтингу в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), наиболее популярными являются три монографии Н.М. Борытко:
- «В пространстве воспитательной деятельности»;
- «Пространство воспитания: образ бытия»;
- «Педагог в пространствах современного воспитания»,
а также пособия:
- «Диагностическая деятельность педагога»;
- «Воспитательная деятельность педагога»;
- «Методология и методы психолого-педагогических исследований»;
- «Профессиональное воспитание студентов вуза».
Н.М. Борытко опубликовал более 500 книг и статей по вопросам педагогики и образования, выступил на множестве конференций, в т.ч. и онлайн. Несколько книг Н.М. Борытко доступны на сайте OZON.ru и др.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.