Беседу вела Екатерина Пашкова, 06.02.2018 3

«Важно не то, как ты работаешь, а как отчитываешься!» — интервью с Николаем Борытко, доктором педагогических наук, профессором


Многие наши читатели заочно знакомы с Николаем Михайловичем Борытко, автором не одного учебника по педагогике. В прошлом учитель физики и математики, классный руководитель, директор школы, а ныне советник при ректорате по стратегическому развитию ВолГУ, директор Научного центра Российской академии образования на базе ВолГУ, координатор Волгоградского университетского округа, руководитель проекта «Академия ПрофОбр», Николай Михайлович ответил на вопросы Педсовет.су. 


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

— Сегодня существует множество педагогических технологий. Что следует знать педагогам, которые намерены использовать новую для себя технологию?

— Вопрос о педагогических технологиях уже десятилетия является одним из самых дискутируемых. И это не случайно: ведь именно в технологиях раскрывается мастерство любого профессионала, его отличие от любителя-дилетанта. Даже прямой перевод этого термина с греческого языка означает «учение о мастерстве» (techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, понятие, учение). Технология — это интеграция, сплав теории и практики. Технология — это обоснованный путь к заранее запланированному результату. Но технология требует большого труда не только для ее разработки, но и для освоения. Поэтому я всегда советую, прежде чем браться за освоение какой-либо технологии, ответить для себя на следующие пять вопросов:

1. Что новое, оригинальное в ней содержится по сравнению с тем, что я уже делаю?

Уровень новизны технологии зависит не только от степени мастерства педагога, не менее важны цели, на достижение которых направлена технология, и условия, в которых она обещает быть эффективной.

2. На решение каких проблем она направлена?

Возможно, эти проблемы не актуальны для детей, с которыми работает педагог. Или это проблемы не его специализации (технология формирования грамотности, к примеру, вряд ли будет полезна в работе учителя музыки).

3. В каких условиях эта технология обещает быть эффективной?

Может оказаться, что требуемые условия недостижимы в работе данного педагога, тогда данная технология ему не поможет, а усилия, затраченные на ее освоение, пропадут понапрасну.

4. Следует ли использовать конкретную технологию в своей работе?

Педагогическая технология может быть эффективной только в том случае, если она:

  • актуальна, т.е. востребована современными условиями общественного развития;
  • основана на закономерностях человеческого восприятия и развития ребенка;
  • учитывает особенности данного состава класса (или отдельного ребенка), самого педагога и условий, в которых он эту технологию осуществляет.

5. Если да, то в какой степени (целиком или на уровне отдельных элементов)?

Возможно, технология интересна, но достаточно применять ее лишь на уровне характерных для нее приемов и методов или их групп, не доводя до целостного применения.

При этом, как показывают исследования, следует различать технологию (переносимый алгоритм деятельности) и технологичный (результативный) опыт, «привязанный» к особенностям самого педагога и условиям его работы. Во втором случае мы можем воспользоваться лишь отдельными аспектами этого опыта. Как указывал еще К.Д. Ушинский, «Передается не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта, используется его идея, причем в новых условиях, новыми средствами на новом уровне».

— С чем может быть связана проблема, почему технология не работает с конкретными детьми в конкретном классе?

— Нет и не может быть универсальных технологий. Прежде чем использовать какую-либо технологию, нужно изучить ее, как минимум, по четырем признакам:

  • Определить круг задач, успешно решаемых в процессе применения технологии (это могут быть как конечные, так и промежуточные результаты, получаемые благодаря такой работе).
  • Выделить критерии и показатели эффективности деятельности педагога, работающего по данной технологии, а также предусмотренные ею способы диагностики и коррекции педагогического процесса.
  • Понять объективные закономерности, на которых построена технология, и допустимые границы вариативности педагогической деятельности (допустимые методы, приемы, организационные формы работы).
  • Выявить условия оптимальности технологии, способы их создания или учета, варианты их сочетания, степень значимости.

— Какие методики и технологии, на Ваш взгляд, работают в большинстве случаев?

— Те, которые в максимальной мере включают в деятельность самих обучаемых или воспитанников. Для меня примером такой, «почти универсальной», технологии является технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова (хоть сам он ее называл методикой). А примером высокотехнологичной деятельности — опыт В.А. Сухомлинского.

— По роду своей деятельности, Вы изучаете педагогическую теорию и практику других стран, общаетесь с педагогами, работающими вне российской системы образования. Что, на Ваш взгляд, стоит внести в нашу систему образования из других систем? Чего не хватает нашей школе?

— Больше всего нам не хватает внимательного, заботливого, трепетного отношения к ученику/воспитаннику. У нас все «заточено» на реализацию стандартов, планов, программ, указаний, но не на помощь ребенку. Я как-то прочитал в американском журнале статью под названием «Потерянный человек в образовании». Так вот у нас его и не ищут: «Ищу Человека!» — это не про наше образование, к сожалению. Есть отдельные учителя, даже школы, но система в целом, увы, все более бюрократизируется. Вспоминается, как меня в шутку поучал мой старший коллега: «Важно не то, как ты работаешь, а как отчитываешься!». Тогда, сорок лет назад, это еще казалось шуткой, теперь… Увы.

— Правильно ли я понимаю, что гуманитарная концепция исходит из того, что ребенок вправе сам определить, стоит ему заниматься образованием и в какой мере, и современный учитель должен принять такое решение ребенка и уважать его?

— Нет, не правильно. Сказанное — про гуманистическую концепцию, да и то, в крайнем ее проявлении. А гуманитарная концепция говорит о том, что человека нужно научить самому справляться с жизненными трудностями, самому решать жизненные задачи. Если вспомнить избитый вопрос «Что делать с голодным: дать ему рыбу или дать удочку и научить самому ловить рыбу?», то первый вариант — гуманистическая концепция, а второй — гуманитарная.

— Нам приходят вопросы и комментарии от пользователей. Вот один из них, учитель пишет: «Восьмиклассница не хочет учиться. Считает, что это ее личное дело и ее личная жизнь, в которую не имеет право вторгаться учитель. Она сама решает — будет она учиться или нет. Как убедить такого ребенка в необходимости обучения? Авторитетов среди взрослых у нее нет. Воспитывает ее бабушка». Как поступить в данной ситуации? Насколько учитель вправе принять решение ребенка, которое, возможно, сделано не осознанно, но может иметь серьезные последствия в будущем? Что должен предпринять учитель в этой ситуации?

— А это и есть «отрыжка педагогического гуманизма», последствия сюсюканья с ребенком. У С.Я. Маршака есть замечательное стихотворение:

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

Здесь следует вспомнить известное, что «свобода – это не “свобода от”, а “свобода для”». Не хочешь учиться? — Пожалуйста! Но только когда ты будешь жить на необитаемом острове. А ты среди людей, и в любом сообществе (даже у животных, у растений) есть взаимные обязательства. Они не всегда выбираются («сама решает»), некоторые даются по факту рождения. Именно так: не только права, но и многие обязанности даются по факту рождения. Ты ведь ешь, пьешь, одеваешься и обуваешься, пользуешься общественным транспортом и другими общественными благами… А что взамен? Что ты даешь взамен своей бабушке, которая из последних сил пытается тебя «вывести в люди»? Сейчас не очень популярно обращаться к В.И. Ленину, но вдумайтесь в его слова «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» — нельзя не потому, что кто-то запрещает, а нельзя потому что невозможно!

А учителю следует помнить, что наша профессиональная деятельность реализуется в социально-гуманитарной сфере, что означает постоянное сопряжение (согласование), гармонизацию (!) интересов общества и человека. И ни общество, ни человек не должны главенствовать — иначе оба проиграют.

— Сегодня очень много разговоров о том, что учитель несет ответственность за поведение ребенка вне школы. Например, в выходные дни вечером дети распивали пиво на улице и были доставлены в полицию, или, например, дети ограбили магазин. В обоих случаях полиция и чиновники от образования обратились в школу, к классному руководителю, который, по их мнению, должен был провести беседы (разумеется, под роспись) о недопустимости распития спиртных напитков и ограбления магазинов. Учителям предъявлены выговоры и сняты стимулирующие. Насколько такая практика соответствует современной педагогической науке и требованиям к учителям? Как подобные ситуации разрешаются в других странах?

— Такая практика, в первую очередь, противоречит действующему законодательству: школа несет ответственность за ребенка лишь в рамках организации образовательного процесса. Дети распивали пиво и грабили магазин во время урока или организованного школой (педагогом) внешкольного мероприятия? Тогда отвечает школа. В иных случаях ответственность по закону должны нести родители. А это полицейско-чиновничье ханжество только подстегивает детскую преступность. Будто у нас нет иных социальных институтов, кроме школы: подразделений по делам несовершеннолетних, учреждений культуры, клубов по месту жительства…

А родители вообще ни за что не отвечают: родили ребенка и «сдали на хранение» в школу? Вместо того, чтобы восстанавливать систему социального и родительского воспитания, проще «сделать крайним» учителя. Мне, в мою бытность директором школы, тоже пытались ночью звонить из, тогда еще, милиции: «Вы знаете, что сейчас делают Ваши ученики?». Я им ответил, что у меня в школе нет ночной смены и сейчас они не ученики. Но гражданами они остаются круглосуточно — и сейчас с ними должна работать милиция, не перекладывая свою работу на меня. Подействовало. Но сейчас учителя никто не собирается защищать от полицейского и чиновничьего произвола потому, что абсолютно бесправным стал руководитель образовательной организации, которого в любой момент можно уволить без какого-либо обоснования. А незащищенный учитель проявляет рабскую психологию и подло мстит ученикам. Ученики идут на улицу и «разряжаются». Цепочка замкнулась. До тех пор, пока наше государство не возьмет на себя ответственность за подрастающее поколение, до тех пор, пока в государственной думе и других властных структурах не перестанут перекладывать ответственность за все неудачи и преступления на школу, учителя не смогут достойно выполнять свою работу. А хуже от этому всем нам и каждому в отдельности.

— Какие книги, на Ваш взгляд, должен прочитать каждый начинающий педагог? Какие издания или каких авторов Вы рекомендуете Вашим студентам?

— Для меня главной педагогической энциклопедией давно стала книжка «Планета людей. Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Уже не знаю, сколько раз ее перечитывал, но каждый раз открываю для себя новые идеи. Вдохновляют книги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Л. Соловейчика, В.П. Крапивина. В них нет разработок, методик, технологий. Но с их помощью можно «избегнуть участи тех, которые всю жизнь прожили, а себя в себе не нашли» (Д.М. Достоевский). И тогда даже в сложившихся нелегких условиях учитель не потеряет достоинство Учителя, будет не только учителем предмета, но и учителем жизни. Мне повезло и везет сейчас: я встречал и встречаю таких педагогов, учился и учусь у них. Они разные, но всех их объединяет то, что они люди думающие. Вот и книги надо искать такие, которые побуждают к раздумьям, к размышлениям.

— Как Вы оцениваете состояние рынка педагогической литературы (в т.ч. и периодических, и интернет-изданий) сегодня? Насколько, на Ваш взгляд, поставщики такой литературы успевают за новыми технологиями, насколько удовлетворяется потенциальный спрос на такую литературу? Что Вы можете порекомендовать из последних изданий?

— «Состояние рынка педагогической литературы» я оцениваю как катастрофическое, поскольку эти самые «поставщики» работают исключительно «на потребу публики»: ЕГЭ, ФГОС, планирование… Причем, без сколько-нибудь профессиональной экспертизы, подготовки, редактирования. Даже полиграфическое оформление отталкивающее. Но учителя берут, чтобы читать уроки с этих дешевых (не по цене, а по содержанию) изданий. И это не потому, что учителя плохие, а потому, что они уже не успевают писать все то, что с них требуют. Про «думать» уже и говорить не приходится. Что касается интернет-изданий, то нередко нахожу отдельные интересные материалы, но рекомендовать какой-либо ресурс не берусь.

От редакции

Борытко Николай Михайлович, к.п.н., профессорСогласно рейтингу в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), наиболее популярными являются три монографии Н.М. Борытко:

а также пособия:

  • «Диагностическая деятельность педагога»;
  • «Воспитательная деятельность педагога»;
  • «Методология и методы психолого-педагогических исследований»;
  • «Профессиональное воспитание студентов вуза».

Н.М. Борытко опубликовал более 500 книг и статей по вопросам педагогики и образования, выступил на множестве конференций, в т.ч. и онлайн. Несколько книг Н.М. Борытко доступны на сайте OZON.ru и др.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
3 лео7412 • 13:42, 19.01.2022
Очень полезные наблюдения автора о современном положения учителя и учеников. Мои личные наблюдения в своей основе совпадают с точкой зрения уважаемого автора.
[Материал]
avatar
Все ответы Н.М. Борытко пронизаны большой любовью к своему делу.
[Материал]
avatar
1 ktohz • 19:56, 06.02.2018
Я не учитель. Я мама троих сыновей. На примере своих детей наблюдала и продолжаю наблюдать, как изменилась школа! В настоящий момент учителям, практически, некогда выполнять свои непосредственные задачи. Столько всякой отчётности и статистики, что не до учеников! Низкий поклон всем неравнодушным учителям. Желаю всем крепкого здоровья и успехов в вашем нелёгком труде!
[Материал]