Все дело в форме
Почему мы чаще всего выбираем для классного часа форму беседы или даже какого-то собрания под председательством учителя? Ведь форм урока — в том числе и этого! — огромное множество.
Можно провести классный час в форме
- творческой;
- состязательной;
- игровой;
- дискуссионной;
- в виде прогулки или путешествия!
Такой классный час будет и полезным, и веселым.
"А у нас в гостях..."
А еще можно провести этот урок в форме встречи с интересным собеседником. С каким? Да фактически с любым. Ведь каждый человек по-настоящему интересен.
Можно пригласить какую-то более-менее знаменитость. Конечно, не у всех в классе учится внучатая племянница поп-звезды. Но можно договориться:
- с писателем (через библиотеку, у них обычно есть контакты; обычно это небезвозмездно, но доступно по цене);
- с местным художником;
- с работником музея, библиотеки, дома культуры, спортивного комплекса;
- с представителем вуза;
- с кем-то, кого порекомендует Союз ветеранов.
В рамках профориентации можно приглашать родителей — представителей разных профессий, чтобы они рассказали о своей работе. Конечно, многие стесняются, но в классе или параллели всегда найдется хотя бы 1-2 человека, готовых и желающих рассказать о себе. Тут уж придется классному руководителю проявить дипломатический талант и убедить. Многое зависит и от того, есть ли контакт у учителя и родителей.
Такую встречу можно провести за чайным столом. Необязательно покупать дорогой торт. Можно ограничиться печеньем и карамельками. Но не надо экономить на скатерти и чашках. Пластиковые стаканчики — это другой формат.
А почему бы не устроить встречу... с учеником класса. Просто кинуть жребий. Кто вытянется — тот и будет героем встречи. Ведь в любом из нас столько интересного! Но первая встреча должна быть все же с учителем. Лучше с другим. Ребята по его поведению, по вопросам, которые будет задавать гостю классный руководитель, поймут, как надо себя вести в такой ситуации. Да и помочь ребятам придумать вопросы не помешает.
Приходите на вебинар, как проектировать, создавать интересные классные часы
Классный час как квест
Квест — это игра, в ходе которой команда выполняет задания и получает ключи, а с их помощью разгадывает основную загадку. Можно поделить класс на несколько команд или предложить им играть одной командой.
Вопросы и задания надо предлагать, конечно, по теме классного часа. Например, если тема "Правила этикета", можно спрашивать о правилах поведения за столом, о приветствиях, о том, как вести себя в чужой стране и т.д.
Ключами могут быть буквы из слова-отгадки, элементы «карты острова сокровищ» или просто листка с инструкцией по поиску приза, слова-ассоциации к слову-отгадке и многое другое. А «главный приз» — это и есть главный приз. Пакет конфет, набор магнитных закладок, билеты в театр… Короче, все, что подскажет фантазия и позволят финансы.
Смотрите подробный вебинар о том, как планировать и проводить квесты в рамках урока: купить вебинар.
Книга про нас
А почему бы не создать классную летопись? Где-то ближе к концу учебного года можно собраться и вспомнить, что было интересного в этом учебном году. Можно заранее попросить всех подобрать фото, которые стоит включить в летопись. Сформировать несколько творческих групп: одни пишут текст, другие готовят фото, третьи — делают иллюстрации, четвертые — формируют саму летопись и заливают ее в какое-либо хранилище.
Можно поместить эту летопись в соцсети в группе класса, или выложить на какую-нибудь интерактивную доску, или распечатать. А можно просто всем дать ссылку на хранилище. Пусть это решают сами ребята. Такая работа развивает и творческие способности, и умение работать в группе, и ответственность.
День предсказаний
Давайте помечтаем! Представим себе, что нас всех (и каждого в отдельности) ждет через пять, десять или двадцать лет. Представим себе, кем все мы будем, что мы будем делать, кто будет нас окружать.
Это будет повод поговорить с ребятами об их планах и целях. А результатом будет создание «письма самим себе». Там могут содержаться и предсказания, и пожелания самим себе через много лет. Письмо запечатывается и хранится у классного руководителя, а вскрыть его надо как раз через указанное количество лет на встрече выпускников.
Кулинарный марафон
А стоит ли приносить с собой к чаю разные сушечки-печенюшечки? Нет! Все вкусное можно приготовить прямо на месте!
Объявим турнир кулинаров, тема — «Супер-Бутер» или «Салатное счастье». Каждая группа за определенное время должна приготовить свои кулинарные шедевры. А судьи кто? Все присутствующие! В ходе дегустации все наедятся и определится победитель.
Я – дизайнер
В преддверии какого-нибудь большого праздника (День учителя, Новый год, 9 Мая…) можно устроить конкурс дизайнерских проектов оформления кабинета.
Работа групповая с использованием собственных гаджетов. Каждая группа готовит собственный проект и защищает его. Наиболее удачный проект выбирается путем всеобщего тайного голосования и реализуется общими усилиями. Этой работе можно посвятить следующий классный час.
Мы - сами
Последняя идея в этой подборке — самая «ленивая» (на самом деле — наоборот). И заключается она в том, что классный руководитель предлагает провести урок ребятам.
- Поручить тему тому, кто в ней «эксперт»: о музыке может рассказать ребенок, серьезно увлекающийся пением, о живописи – победитель конкурса рисунков и т.д.
- Назначить целую группу, которая организует диспут или интеллектуальную игру.
- Провести анкетирование: «О чем ты хотел бы поговорить на классном часе?» и действовать, ориентируясь на полученную информацию.
Классный час — это возможность свободного самовыражения учителя и учеников. Это прекрасная возможность лучше узнать друг друга и развить свои способности.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, Московская область.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.