В 7 классе на уроках литературы особое внимание уделяется жанрам и родам литературы. В течение всего года ведется тщательное наблюдение за изменением словесности в потоке истории. Рассматриваются конкретные жанры литературы и их видоизменения в течение времени. То есть учитель подводит учащихся к конкретному анализу художественных произведений, детально рассматривает понятия: лирический герой, литературный тропы, тема и идея произведения. При этом наряду с художественным анализом параллельно проводится и лингвистический анализ произведения, что помогает в изучении русского языка и расширяет понимание подбора конкретного слова признанными мастерами русской и зарубежной литературы.
Список произведений, изучаемых в 7 классе по литературе
В начале учебного года происходит повторение ранее изученного. Жанры устного народного творчества, эпические произведения — былины о Садко (социальные), повторяются и более углубленно изучаются малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки, потешки), сатирические сказки.
Далее дается обзор литературы XIX века, слияние народной и авторской литературы, влияние устного народного творчества на творчество поэтов и писателей XIX века.
- И.А. Крылов «Квартет», «Волк на псарне», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (басни учитель может добавлять по своему желанию).
- В.А. Жуковский, романтические баллады и переводы из Г. Шиллера «Перчатка», «Лесной царь», «Кубок».
В 7 классе продолжается знакомство с классиками русской литературы А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем и другими.
- А.С. Пушкин стихотворения «Арион», «Анчар», «19 октября» и другие, «Повести Белкина» (анализ повести «Барышня-крестьянка»), «Дубровский».
- М.Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть поэта» (история написания и протест поэта против властьимущих и всего политического строя), поэма «Мцыри». В поэме нужно рассмотреть авторскую позицию, сходство судьбы и мировоззрения лирического героя и самого автора. Кульминационный отрывок — «Бой с барсом» и его роль в поэме.
- Н.В. Гоголь комедия «Ревизор» — следует обратить внимание на злободневность и актуальность произведения. Объяснить, какую роль в комедии играет смех.
- И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»
- Н.А. Некрасов «Музе», «Размышления у парадного подъезда», «Внимая ужасам войны…», отрывки из поэмы «Мороз, Красный нос» — отметить гражданскую позицию поэта.
- Н.С. Лесков «Левша».
В 7 классе происходит более подробное знакомство с зарубежной литературой, учащиеся читают произведения Байрона, Марка Твена, Э. По, как основоположника детективного жанра, А. Конан-Дойля.
Поскольку именно в 7 классе ученики обучаются основам анализа, то нельзя обойти стороной произведения поэтов конца XIX - начала XX века.
- И. Северянин «В парке плакала девочка…», «Пейзаж», «Ноктюрн» и другие.
- К. Бальмонт «Лес», «Ночь», «Рассвет».
- Р. Киплинг «Если…» (рассмотреть различные переводы и их особенности).
- Особого внимания требуют ранние романтические произведения М. Горького «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко), «Челкаш», «Макар Чудра».
- В. Маяковский «Необычайное приключение с Владимиром Маяковским летом на даче»
- Р. Бредбери «Каникулы», «Вино из одуванчиков».
- Р. Шекли «Запах мысли»
- О. Генри «Последний лист»
Существует несколько учебных программ по литературе: В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, А.Г. Кутузова, Т.Ф. Курдюмовой и другие. Выбор программы обычно определяется профильным направлением школы или в некоторых случаях на МО учителей-предметников, а также наличием учебников и учебных материалов.
Об авторе: Бакай Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Смотрите также список литературы на лето в 7 классе.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.