В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности».
Что же такое равнодушие? «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть», — писал А.П. Чехов. В словаре Д.Н. Ушакова равнодушие определяется как «безучастное, лишённое интереса, пассивное отношение к окружающему».
Равнодушие — это отрицательное нравственное качество личности, которое проявляется в чёрствости, безразличии, холодности, безучастности, невозмутимости в отношениях с окружающими, то же можно сказать и об отношении к действиям и происходящим событиям. М. Горький предупреждал: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».
«Сердце в людях бывает слепое», — говорит герой одноимённого рассказа А. Платонова Юшка. «Слепое сердце» — самое плохое, что может быть в людях. Понять другого человека, жертвовать собой, совершать добрые дела обладатель такого сердца не может: он не умеет сострадать и сочувствовать.
Согласно словарю Д.Н. Ушакова, отзывчивость — это «сочувственное отношение к другим, желание помочь». Таким образом, можно говорить о том, что отзывчивость является положительным душевным качеством, проявляющимся в том, что человек бескорыстно помогает нуждающимся в помощи, проявляет душевную щедрость и чуткость, умеет прощать, терпим и великодушен.
В методических рекомендациях ФИПИ к итоговому сочинению указывается на то, что школьники редко обращаются в своих работах к произведениям современной русской литературы последних десятилетий, публицистике и поэтическим текстам.
Готовясь к сочинению по направлению «Отзывчивость и равнодушие», прочитайте рассказы современных авторов, которые пишут на морально-этические темы: «Диагноз», «Сыновний долг» Л. Курамшиной, «Свиделись» Л.М. Куликовой, «Говори, мама, говори…» Б. Екимова, «Фокус с монеткой» С.А. Рудакова, «Детский дом. Лёка» Т. Кудрявцевой; вспомните знакомые критические статьи по выбранной вами тематике, запомните строчки из стихотворения Ольги Фокиной, обращённые к выпускникам:
Видя беду, поспешите на выручку
Без промедления, без опоздания!
Будет без пользы отличная выучка,
Если в душе вашей нет сострадания.
О. Фокина. Третьеклассникам
Схожие мысли высказывает Андрей Дементьев в стихотворении «Как важно вовремя успеть»:
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —
Ведь всё порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, что обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо — научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
Приведём некоторые примеры, которые помогут выпускнику при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Равнодушие и отзывчивость» и сочинению с похожей проблематикой при выполнении заданий 15.3 ОГЭ и 26 ЕГЭ по русскому языку.
Проблема |
Позиция автора |
Примеры-аргументы из художественной литературы |
Проблема человеческого равнодушия к судьбе другого человека. Всегда ли мы искренни и бескорыстны в проявлении своего интереса к окружающим? Не скрывается ли за формальным вниманием равнодушие и безразличие?
|
К сожалению, сегодня легче быть равнодушным, чем отзывчивым, поэтому часто за красивыми фразами кроется формализм, а не искреннее желание помочь ближнему.
|
Рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила» Герой рассказа Поликарп Семенович Иудин говорит: «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть». Но за этими сострадательными словами кроется глухое равнодушие к горю людей, оказавшихся в тяжёлых обстоятельствах. Отзывчивость, неравнодушие доказываются поступками, а не словами. Поликарп Семенович, переживающий о несправедливости мироздания, на деле оказывается человеком равнодушным и чёрствым, он не хочет войти в положение тех людей, которых нужда заставила прийти в городской ломбард, хозяином которого он является. Для него личная прибыль важнее. В погоне за наживой Иудин забывает о своих высоких рассуждениях, не готов пойти на уступки беднякам, чтобы оказать им материальную поддержку. В то же время за его словами «Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» кроется формализм и безразличие к окружающим, и слёзы его неискренни, как и все его размышления. |
Проблема равнодушного отношения. (Всегда ли люди относятся к чужой беде, горю неравнодушно?) |
Нередко к чужому горю люди относятся равнодушно, с высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной ситуации и нуждаться в помощи.
|
А.И. Куприн «Сказка» Писатель осуждает людей, равнодушных к чужой беде, рассказывая о семье, которая не может заснуть глубокой зимней ночью. Крик о помощи, раздающийся в ночи, не трогает их сердец, они остаются глухи к призывам о помощи, домочадцы предпочитают не вмешиваться в ситуацию, сомневаясь в том, человек ли взывает о помощи, ссылаются на то, что ружьё не исправно, забывая при этом о том, что сами могут оказаться в такой ситуации. Старик, не довольный тем, что домочадцы мешают спать, злобно говорит: «Что вы тут бормочете? Спать не даёте никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки...». В этих фразах явно слышен эгоизм героя. Мать, стараясь переключить внимание проснувшегося ребёнка, встревоженного криками о помощи, рассказывает ему сказку о гордых, сильных людях, которые живут за высоким забором и уважают только себя. Думается, повзрослев, этот ребёнок станет таким же чёрствым, бездушным, безучастным человеком, не способным прийти на помощь, не желающим рисковать своим благополучием ради спасения других людей. |
|
Помощь нужно оказывать вовремя, когда она нужна человеку.
|
Ирина Курамшина «Сыновний долг» Рэна, героиня рассказа Ирины Курамшиной «Сыновний долг» – женщина легкомысленная, прожившая жизнь в своё удовольствие, привыкшая к СПА-процедурам, походам в спортивные клубы и салоны красоты, серьёзно больна. Ей требуется операция по пересадке почки, но очередь на операцию подойдёт только через год. Её сын Максим 10 лет провёл в интернате, откуда мать порой ленилась забирать его по выходным домой, выдумывая различные уважительные причины. Взаимопонимания с выросшим сыном у «Попрыгуньи-стрекозы», как назвал Рэну сын, нет. Он, не забыв детские обиды, ведёт себя с матерью отстранённо и равнодушно. Но узнав о её болезни, Максим готов стать донором для своей непутёвой, как называет себя Рэна, матери. Рэна потрясена этим известием, понимая, что «решение, принятое сыном, – слишком большая жертва, принимать которую она не должна». Максим ведёт себя великодушно и благородно. Он говорит всхлипывающей матери: «Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь?». Любовь Максима к матери оказалась сильнее детских обид. |
Трудно ли быть отзывчивым?
|
|
И.С. Тургенев «Два богача» В этом коротком стихотворении в прозе И.С.Тургенев рассказывает о богатом человеке по имени Ротшильд, который тратит «целые тысячи» на благотворительность: помогает больным, старикам («на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»), о его благих деяниях наслышаны многие, главное для Ротшильда – быть в центре внимания; и семье бедняков, которые сами еле-еле сводят концы с концами, но, несмотря на это, проявляют участие в судьбе девочки-сироты, берут в свою семью Катьку, хотя понимают, что теперь даже соль станет для них роскошью. Они готовы терпеть лишения, делиться последним ради благополучия племянницы. В заключение стихотворения писатель восклицает: «Далеко Ротшильду до этого мужика!» |
«Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой там, где особенно глубоко падение?» (В. Гюго) |
Милосердие к врагу – высшая форма проявления этого качества. |
1. Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизод «Петя Ростов в партизанском отряде» Петя Ростов, наивно-восторженный, чуткий, отзывчивый шестнадцатилетний юноша, проявляет сочувствие к пленному мальчику-барабанщику. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?» Смущаясь, боясь, что его сочтут маленьким, он спрашивает Денисова, нельзя ли позвать пленного, чтобы накормить. Петя успокаивает мальчика: «Не бойтесь, вам ничего не сделают». Подбадривая, ласково пожимает руку Весеннего. Петю мучают сомнения, не стыдно ли будет дать денег барабанщику.
2. Т. Кудрявцева «Детский дом. Лёка» Лёка – девочка из блокадного Ленинграда, в осаждённом городе погибли её близкие, но, несмотря на это, Лёка не испытывает ненависти к пленным немцам. Она не держит на них зла, считает, что «жалеть – не стыдно», ведь перед ней голодные, несчастные люди, поэтому Лёка подкармливает бывших врагов, вслед за ней и другие воспитанники детского дома подкрадывались к забору, чтобы накормить пленных. Повзрослев, Лёка стала врачом, «… она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью – жалеть так, что это было ничуть не обидно». |
Рекомендации по написанию сочинения с аргументами «Равнодушие и отзывчивость»
- Приступая к подготовке к итоговому сочинению, внимательно познакомьтесь с комментариями, которые даются к каждому направлению на сайте ФИПИ.
- При написании работы важно не увлечься пересказом текста, используемого в качестве аргумента, необходимо помнить о том, что примеры должны соответствовать вашим тезисам и выбранной вами теме сочинения.
- Пересказывая фрагмент из произведения, не забывайте комментировать его: давать оценку событиям, о которых вы рассказываете; обращаясь к рассказу о поступках героев, используйте характеристику литературного героя, не забывая при этом высказывать и ваше отношение к нему.
- Помните о том, что проблематика произведений, выбранных вами в качестве примеров-аргументов, должна быть созвучна теме вашего сочинения, так как при оценке сочинения «в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений».
- Чтобы избежать фактических ошибок, в качестве аргументов, иллюстрирующих ваше понимание проблемы, используйте только те произведения, содержание которых хорошо знаете.
Источники
- А.И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том 7. М.: Худ. литература, 1973. С. 270 – 271.
- Итоговое выпускное сочинение: 2017/2018 г./ Л.Н. Черкасова, Е.В. Попова. – Москва: Эксмо, 2018. (В помощь старшекласснику. Все типы сочинений).
- И.С. Тургенев. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. – М.: «Русская книга», 1994.
- Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 6.– Москва. Издательство «Правда», 1987. С. 148 – 149.
- О. Фокина. Избранное. Том 1. – Вологда: Полиграфист, 2003.
- А. Дементьев. https://rustih.ru/andrej-dementev-kak-vazhno-vovremya-uspet/
- А.П. Чехов. Слёзы крокодила. http://az.lib.ru/c/chehow_aleksandr_pawlowich/text_0060.shtml
- Т. Кудрявцева. Детский дом. Лёка. http://kostyor.ru/archives/5-08/nouvel.php
- И. Курамшина. Сыновний долг. http://www.proza.ru/2007/07/17-202
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению. http://fipi.ru/sites/default/files/document/itog_soch/metod_rek_podg_itog_soch_ok.pdf
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.