Обратная связь с учениками: новые варианты использования старых методов: дневник, тетрадь и «вещественные знаки невещественных отношений»
Одним из действенных способов налаживания отношений с учениками я бы назвала обратную связь. Хотела бы предложить следующие формы, которые в свое время опробовала в классах, где была и классным руководителем, и педагогом-предметником.
- Дневник ученика — самое простое и самое доступное средство. Тот самый, бумажный, из которого самые находчивые и заботливые ученики иногда устраняют страничку, «чтобы не расстраивать маму». Конечно, не всегда и не до всех родителей доходит послание, старательно выведенное учителем на пару-тройку строк, а иногда и сами педагоги используют дневник, чтобы выплеснуть эмоции или нарисовать размашистую «2», сопроводив ее своей подписью.
Чтобы не привить ученику стремление прятать дневник, прикрываться его отсутствием, стоит чередовать поощрительные надписи с негативными. В конце концов, Петя Иванов может учиться на свои законные с тройки на двойку, но при этом быть замечательным спортсменом или проявлять поразительную активность на субботнике. В этом случае мне вспоминается ученик, не отличавшийся примерным поведением (о чем свидетельствовало преобладающее над записями домашних заданий в дневнике количество посланий от учителей), однако проявивший живой интерес к сбору семян цветов по специальному заданию учителя биологии. Разве можно было не поощрить такое рвение одобрительной записью в дневнике?
- Ученическая тетрадь. Кто из нас не помнит записей в своих тетрадях фирменной красной учительской ручкой? Мне, в частности, запомнились такие: «Старайся!», «Грязная работа!», «Графические работы — карандашом!». Арсенал, в принципе, не так уж и велик. Положение о проверке тетрадей разрешает учителю писать некоторые комментарии по сути работы или выражать похвалу/неодобрение, однако порой бывает так много информации, которую хочется донести до ученика, а «королевство маловато».
Я решила пользоваться стикерами, приклеивая их в верхний угол тетради. Коротко расписывала суть проблемы, давала небольшие разъяснения. В следующую проверку тетрадь сдавалась с этим же стикером и отметкой ученика о проделанной работе. Таким образом получалось организовать дополнительную работу со слабоуспевающими и одаренными детьми.
- Формативное оценивание, в частности, выдача так называемых знаков отличия. Всем нам знакомы ситуации, когда и старалась Маша на уроке, но вот все же на оценку не доработала. А хотела. И простой похвалой вряд ли ребенок останется доволен. В средних классах в таких случаях я использовала «вещественные знаки невещественных отношений», а именно в качестве подтверждения успеха ученика выдавала наклейку (прим. ред. — можно также распечатывать и выдавать медальки). Как ни странно, интерес к таким простым вещам не пропадает даже у современных детей, но стоит постараться и проявить фантазию. В моем арсенале были наклейки собственного изготовления, распечатанные на самоклеющейся бумаге: герои современных мультфильмов, мотивирующие надписи, букеты цветов для девочек. Такие знаки отличия разрешалось вклеивать в тетрадь по литературе, чтобы в какой-то мере стимулировать творческие способности учащихся. Пригодилась для выражения похвалы и случайно найденная в киндер-сюрпризе печать с надписью «молодец».
Об авторе: Василевская Анастасия Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.