Разные стили учения: размышление шестое, родителям. Что делать с разными стилями учения, или «Не хочу учиться! А хочу… сам не знаю, что!»
После того, как родитель определит, к какой психологической группе относится его ребенок, следует наметить стратегии дальнейшей работы над совершенствованием стиля учения. Следующим этапом данной работы родителя с ребенком будет подбор каждому ребенку индивидуально, неспешно и вдумчиво личных стратегий учения.
«Не хочу учиться! А хочу … сам не знаю, что!»
Если ребенок не хочет учиться, то, во-первых, родителям важно понять, почему именно. Все причины укладываются в три основные категории:
- не хочет (почему?);
- не может (например, в силу возраста или ему не подходит методика преподнесения учебного материала);
- не умеет (взрослые не научили, не натренировали, не привили навыки умственного труда).
Разобравшись с причинами, можно начинать действовать по их устранению.
Уважаемые родители, наша массовая школа точно этим заниматься не будет! Так что вся надежда только на вас, думающих взрослых. Если вы, конечно, хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился и действительно чему-нибудь научился.
Родительский стиль учения
Можно вместе со своим ребенком в качестве домашней письменной работы написать страничку (или полстранички) анализа с описанием ваших с ним личностных стилей учения. Только условие — вы честно пишите о себе, а ваш ребенок — о себе. Опишите, по возможности подробно, как вам легче учиться, а как тяжелее. И пусть ваш ребенок сделает то же самое. Можно составить совместно со своим ребенком следующую таблицу.
Мои сильные стороны в учении |
Мои слабые стороны в учении |
Что следует предпринять |
|
|
|
|
|
|
Размеры подобной таблицы вы, разумеется, определяете сами, желательно, вместе со своим ребенком.
Просто призыв: Взрослый! Не заводя детей — крепись, а заведя — учись! Учись постоянно сам!
Советы думающим родителям
- Поймите основной стиль учения своего ребенка.
- Учите ребенка на 100% пользоваться своими сильными сторонами и работать над слабыми.
- Планируйте работу с ребенком и выполняйте свои планы, продвигаясь вперед маленькими шажками и ставя перед собой конкретные промежуточные цели.
- Повышайте степень самостоятельности своего ребенка. Способствуйте росту его личностной самооценки и уверенности в себе.
- Не учите за ребенка уроки. Вместо этого постоянно учите его учиться.
- Вырабатывайте совместно с ребенком личные индивидуальные стратегии учебы.
- Учите ребенка учиться самостоятельно и заниматься самообразованием.
И только тогда, уважаемые родители, когда вы делали это все со своим ребенком и продолжаете делать (желательно не менее 10 лет), можно нет, не требовать, а ожидать и надеяться, что ваш ребенок приобретет основные навыки умственного труда и будет хорошо учиться. Требовать же с ребенка хорошей учебы, не прилагая к этому никаких родительских усилий — не только малоэффективно, но и просто нечестно. Нечестно по отношению к детям!
Просто мысль: Дети не могут и не должны хотеть и любить учиться и при этом научиться чему-то сами по себе. Хотя такое изредка случается, но в целом, в этом деле могут и просто обязаны им помогать взрослые. Мудрые взрослые.
Почти философская рассуждалка: Если ребенок плохо учится, в этом виноваты взрослые. Они не смогли или не захотели понять его стиля учения и организовать ребенку такую учебу, чтобы он мог хорошо учиться и действительно чему-то научиться.
Сила есть и ум мне надо!
Как известно психологам, а также просто успешным людям, в любой деятельности, в любом жизненном проекте надо опираться на сильные стороны личности. Да, о собственных слабых сторонах человеку следует знать, над ними надо работать, их можно корректировать, но в любом серьезном деле надо опираться и делать ставку именно на сильные стороны, на сильные черты человека. Именно так надо строить свою учебу, карьеру и всю жизнь.
Взрослым следует строить свое родительствование на сильных сторонах личности ребенка, на его талантах, гениальностях и одаренностях. Задача родителей как раз и заключается в выявлении, пестовании и развитии талантов и гениальностей ребенка. К сожалению, взрослые часто делают как раз обратное. Они, обнаружив слабые стороны ребенка, начинают корректировать, исправлять и подправлять их, уделяя слабым сторонам гораздо больше внимания, чем сильным.
Ребенку трудно дается иностранный язык? Отдадим его в английскую спецшколу, там часов на язык больше отводится и учат лучше. У ребенка проблемы с математикой? Наймем ему репетитора для дополнительных многочасовых индивидуальных занятий. Ребенок не любит рисовать? Накупим ему много художественных принадлежностей, стараясь увлечь, привлечь, завлечь живописью.
Почему взрослые как бы и не замечают того, что у ребенка идет хорошо и легко? Почему мы не нанимаем репетитора по тому предмету, по которому у ребенка одни «пятерки»? Почему мы не приглашаем для индивидуальных занятий с ребенком специалиста, тренера, тьютора по тому делу, к которому ребенка тянет, которое у него получается легко, в котором он преуспевает? А что, если произвести революцию в нашем взрослом отношении к сильным и слабым сторонам ребенка?! Может быть, хватит нам, взрослым, акцентировать свое внимание на слабых сторонах личности?! Может быть, стоит сосредоточиться на талантах, способностях и гениальностях растущего человека?!
Нельзя, да и не получается растить успешную, уверенную в себе, самодостаточную личность, постоянно напоминая ребенку о его слабостях и недостатках, уделяя львиную долю внимания работе над слабыми сторонами, неустанно их поправляя и исправляя. В каждом человеке есть сильные стороны, есть сила. А задачей взрослых — с умом к распознанию этой силы подойти.
Просто пожелание: Успехов вам, уважаемые взрослые, в правильном распознавании силы вашего ребенка!
Именно это удается сделать феноменальным родителям. И делают они это, как правило, феноменально.
По книге А. С. Бикеевой Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
Кратко об авторе:
Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях — от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.