Разные стили учения: размышление седьмое. О том, что мы, взрослые, творим одинакового с разными детьми
Конечно, мы, взрослые, можем рассадить всех детей за одинаковые парты и на одинаковые стулья. Мы можем преподавать им все одинаково, заставляя детей слушать наши монологи и лекции молча, при этом смирно сложив руки и смотря лектору в рот. Нам, взрослым, так проще и удобнее. Мы, конечно же, можем организовать процесс обучения детей именно таким образом. И мы делаем это! Но это вовсе не означает, что все дети при таком учебном процессе действительно чему-то научатся. Многие из них учиться таким способом, как мы им предлагаем, просто не могут, не могут по генетическим причинам.
Только представьте себе, уважаемые взрослые, что мы делаем с детьми в школе! Мы к ним относимся как к одинаковым, требуя с них со ВСЕХ только научно-академической успеваемости на ВСЕХ школьных предметах, кроме физкультуры и технологии. На физкультуре же мы требуем, опять же со ВСЕХ, способности спортивно-физической.
Я до сих пор помню ужасы детства, когда учительница физкультуры меня стыдила перед моими одноклассниками за то, что я не пробежала какое-то там количество метров за 10 секунд. Я это энное количество метров пробегала всегда почему-то не меньше, чем за 12 секунд. А надо было (кому именно это было надо, мне до сих пор не понятно!) — не более, чем за 10 секунд. Я до сих пор помню, как в руке учительницы зажат секундомер с холодно-зловещим блеском, а ее рот выстреливает резкие слова: «На старт! Внимание! Марш!» Но, увы, в нормативы по физкультуре я почти никогда не укладывалась, из-за чего сильно расстраивалась и винила себя. А, может быть, виноваты взрослые, придумавшие одинаковые нормативы, а теперь стандартизованные тесты и единые государственные экзамены для всех, таких разных, детей?!
Поймите, уважаемые взрослые, разные дети имеют разные способности. Они по-разному перерабатывают поступающую к ним из внешнего мира информацию. И требовать, чтобы все дети обрабатывали информацию одинаково, конечно, можно, но это будет сродни требованию, чтобы все дети рождались, скажем, голубоглазыми, светловолосыми и кудрявыми. Представляете, каково приходится ребенку с одной склонностью, когда от него жестко требуют склонности совсем другого рода.
А мы все требуем с темноволосого кареглазого ребенка превращения в русого голубоглазого. Во-первых, такое невозможно в принципе. А, во-вторых, ну зачем нам надо, чтобы все дети были непременно голубоглазыми, светловолосыми и кудрявыми? И точно ли нам это надо, уважаемые взрослые?
Разумеется, надо предоставлять ребенку все возможности для гармонического развития, но вводить стандартные нормативы и требовать со всех детей одинаковых способностей и стилей учения — это уж слишком! И при этом почти не обращать внимания на развитие других детских гениальностей. Почему мы в школе развиваем и требуем с детей, в основном, только гениальность научно-академическую? А как быть с остальными гениальностями? Чем они, собственно говоря, хуже? И разве они менее важны в жизни?
Так что, уважаемые взрослые, надо признать, что наша российская школа пока не очень справляется с развитием у детей разных способностей и гениальностей, она не предоставляет им соответствующие условия. Да наша современная школа, кстати сказать, не очень-то и разбирается с разными видами и типами детских психотипов, темпераментов, способностей, гениальностей и стилей учения. Поэтому дело это ложится полностью на родительские плечи. Ведь наша российская школа пока что не очень учитывает особенности и гениальности, присущие конкретному ребенку. Это могут сделать на современном этапе только родители. Именно родители должны распознать, узнать, понять способности, склонности и гениальности собственного ребенка, а затем бережно их нянчить, пестовать и развивать.
Про перековки и переделки, переплавки и переломы
Уважаемые взрослые, нам следует понять и принять, что все дети — разные. Каждый ребенок при рождении обладает какими-то психологическими особенностями и чертами личности; и непременно какой-то гениальностью или даже несколькими: умелец, академик, умеет жить, физкультурник, творец, художник (артист), шестое чувство. Каков именно ваш ребенок? Понять это не так-то просто. Родителям особенно трудно понять и принять своего ребенка, если они, родители, и их дети — люди совершенно разных типов, что в реальной жизни как раз очень часто и происходит. Родителю-академику понять и принять ребенка-спортсмена, а родителю-финансисту — ребенка-творца не так-то просто.
Почти философская рассуждалка: Наши дети могут нас, их родителей, и не понимать, но мы понимать и принимать их с их психологическими особенностями и детскими гениальностями просто обязаны.
К сожалению, это не всегда происходит. Часто в наших родительских головах сидит какой-то определенный (определенный нами самими, модой, временем, обществом, кем-то еще) идеал. Мы, к примеру, непременно хотим, чтобы наш ребенок стал успешным бизнесменом, или финансистом, или адвокатом, а он по природе своей, по генотипу, по психотипу, по гениальности в нем с детства заложенной, художник или творец. Или мы, родители, страстно желаем видеть своего ребенка ученым, доктором наук. Ну, хочется нам этого — и все тут! А он по природе своей — физкультурник, и ему трудно дается высшая, как, собственно говоря, и низшая, математика. Ну не его это дело! Но мы, родители, ничего не желаем слышать и понимать. Мы настырно хотим переделать, переплавить, перековать, а где-то и незаметно для себя переломать, растущего человека, подтягивая его к своим родительским желаниям, устремлениям и идеалам, а, может быть, к собственным несбывшимся мечтам, заставляя ребенка их сбывать. Страстно хотим — и все тут!
Мне как преподавателю иностранного языка это бывает видно особенно часто. «Хочу, чтобы мой ребенок овладел английским в совершенстве!» — говорят многие родители. Есть у ребенка к этому способности или нет — не важно! Какой ценой ему дается каждый урок — даже слышать не желаю! Хочу — и все!
Сколько детских гениальностей разбилось об это упрямое родительское «хочу», гениальностей, которые не соответствовали этому родительскому «хочу». Вот в такие перековки, переделки и переплавки попадают наши дети, от чего часто случаются перекосы и переломы.
Просто пожелание детям: Желаю вам не попадать в такие переделки!
По книге А. С. Бикеевой Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.
Кратко об авторе:
Алина Сергеевна Бикеева — учитель, педагог, филолог и мама двух взрослых дочерей, более двадцати лет проработала в Самаре преподавателем английского языка в разных учебных заведениях — от обычной общеобразовательной школы до университета. Автор восьми книг, более 100 журнальных статей и многочисленных интернет-публикаций по вопросам образования и воспитания.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.