Как организовать знакомство детей в 1 классе: советы, приемы и рекомендации учителю начальных классов
Стадии знакомства
Знакомство детского коллектива проводится в несколько этапов. Прежде всего, нужно добиться, чтобы дети узнали и запомнили имена друг друга, научились обращаться к своим одноклассникам, используя разные формы их имен.
В дальнейшем необходимо проводить упражнения, которые помогут ребятам узнать больше информации о своих товарищах. Она может касаться таких вопросов:
- состав семьи;
- любимое занятие;
- наличие домашних питомцев;
- посещение кружков и т.д.
Занятия, которые проводятся на последнем этапе процесса знакомства первоклассников, дают возможность понять особенности характера одноклассников. Это поможет детям лучше понимать состояние и настроение друг друга, научиться правильно выстраивать свое поведение. В этот период можно проводить упражнения, в ходе которых одноклассники презентуют друг друга, рассказывают о качествах своих друзей.
На основе глубокого знакомства в среде первоклассников проявляются первые симпатии, зарождается дружба, и образовываются микрогруппы по интересам.
Особенности организации упражнений для знакомства
Учителя-практики знают, что формальное проведение знакомства детей друг с другом путем обычного оглашения имени и фамилии каждого школьника не даст хорошего результата. Необходимо проводить такие занятия в веселой игровой форме. Наиболее эффективными способами перезнакомить детей являются игры и тренинги.
Обычно такие мероприятия не требуют длительной подготовки и наличия большого количества инвентаря и оборудования. Главными условиями, предъявляемым к ним, является активное участие детей и возможность вовлечь в игру всех детей.
Также нужно учесть следующие критерии:
- количество — некоторые упражнения рассчитаны на небольшое количество участников, в таком случае класс нужно поделить на группы и для проведения такого мероприятия пригласить помощника из числа коллег или родителей;
- время — есть занятия, которые занимают довольно много времени, поэтому нужно заранее спланировать способы активизации детей в ходе мероприятия;
- успешность — любое упражнение должно быть рассчитано на достижение быстрого и положительного результата, возможность неудачи должна быть полностью исключена.
При проведении занятий большое значение имеет поведение их ведущих. Это могут быть учитель, психолог, родители, шефы, старшеклассники. Важно, чтобы они были общительны и доброжелательно настроены по отношению ко всем детям. Ни в коем случае ведущий не должен позволять себе критические замечания относительно ответов или поведения детей в ходе мероприятия. Наоборот, он должен уметь быстро исправить любую заминку или неловкость, которая может возникнуть.
Для проведения упражнения необходимо создать комфортную атмосферу, чтобы дети могли чувствовать себя раскрепощено и не бояться находиться в незнакомой обстановке в окружении чужих людей. Следует пресекать насмешки ребят, язвительные комментарии, грубость. Пояснения к выполнению задания должны быть предельно просты и понятны. Часто ведущему приходится показывать образец правильного ответа или действия, помогать детям точно формулировать свою мысль.
Первое знакомство
Первое знакомство первоклассников происходит на первом уроке. Это торжественное мероприятие, которое проводится в красиво оформленном классе. Цель такого урока заключается в следующем:
- предоставить ребятам возможность назвать свои имена;
- создать условия для запоминания имен других одноклассников;
- формировать у детей отношение друг к другу как к целостной группе, которая является классом;
- ознакомить с пространством класса;
- разъяснить первоклассникам основные правила поведения в классе, школе.
Занятие следует начать с торжественного поздравления детей с поступлением в школу. Далее необходимо провести упражнение, которое поможет создать позитивный эмоциональный настрой на уроке. Можно предложить всем, находящимся в классе, улыбнуться друг другу, чтобы передать радостное настроение. Часто на этом этапе урока предлагают детям прослушать песню, посмотреть мультимедийную презентацию о прелестях школьных лет.
Сразу же после этого следует познакомить первоклассников с правилами поведения в школе и классе. Это упражнение можно провести с использованием веселых стихотворений или дидактической игры.
Можно поговорить с детьми о школьных принадлежностях, загадав им загадки на эту тему.
Рекомендуется провести небольшую беседу с первоклассниками о том, чем они будут заниматься в школе. Это поможет выявить мотивацию ребят к учебе. Лучше всего такое упражнение провести с использованием картинок или презентации.
Основной этап урока следует посвятить знакомству детей между собой. При этом желательно использовать принципы визуализации и ассоциации — рекомендуется оформить визитные карточки с именами детей. Кроме того, хорошо, если озвучивание имен первоклассников будет сочетаться с объединением их символов в образ, который в сознании детей ассоциируется с чем-то цельным.
Вариантов проведения таких упражнений множество. Учитель должен продемонстрировать детям основу будущего панно с надписью «1 класс» или «Наш класс». Дети получают индивидуальные шаблоны, которые являются отдельными частями общего образа. Им предлагается написать свое имя, разукрасить его и т.д. Следует воспользоваться присутствием на первом уроке родителей и привлечь их к участию в этом упражнении.
Учитель может обыграть такие темы:
- солнышко и его лучики;
- букет цветов или цветочная поляна;
- паровозик и вагоны;
- веночек и ленточки;
- серединка цветка и его лепестки;
- дерево и листочки;
- созвездие и звездочки;
- помещение класса и лица.
Когда дети оформят свои шаблоны, они должны по очереди называть имена и прикреплять картинки на общее панно. В завершении этого упражнения учитель приглашает первоклассников обсудить, какая картинка у них получилась, что она обозначает. Акцент нужно сделать на том, что отдельные части полученного изображения не могут полноценно существовать друг без друга. В итоге дети должны прийти к выводу, что все они должны объединиться в единый коллектив.
Часто после такого упражнения первоклассникам предлагается произнести символическую Клятву ученика.
Можно прочитать детям торжественный Наказ.
А в завершение первого урока учитель должен дать своим первоклассникам напутствие, а их родителям высказать поздравления и пожелания почаще слышать об успехах их детей.
Читайте далее: игры на знакомство для первоклассников и детей другого возраста.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.