Монологическая и диалогическая речь: виды устной речи, методы обучения, приемы. Как развивать монологическую и диалогическую речь в школе
Монологическая и диалогическая речь — что это? Определения и виды устной речи
Для начала тезисно напомним, что такое монолог и диалог, какие виды монологической и диалогической речи существуют в русском языке.
Монолог — это высказывание одного лица. Монолог относительно протяжен во времени, содержит разные по объему части текста, связанные между собой логически.
В методике русского языка принято выделять два типа монолога:
- Направленный — то есть, обращенный к собеседнику.
- Внутренний — речь для себя, без расчета на реакцию.
Существует и классификация монологов по цели высказывания:
- Информационный — служит для передачи информации. Это различного рода лекции, доклады, рапорты, сообщения и пр.
- Убеждающий — это разновидность направленного монолога, который подразумевает ответную реакцию и эмоционален по содержанию. Например, поздравления, торжественные, напутственные речи.
- Побуждающий — направленные на призыв к какому-либо действию: политические монологи, призывы, приказы, протесты.
Для разговорной речи характерны спонтанные монологи, для официальной — подготовленные, имеющие четкую структуру (вступление, основная часть, заключение).
Диалог — разговор двух и более лиц. В отличие от монолога разговор может прерываться, во многом зависит от эмоций, характера беседы и темы, редко состоит из законченных предложений.
В зависимости от степени участия собеседников выделяют следующие виды диалогической речи:
- Односторонний опрос — вопросы задает только один из собеседников. К такому виду относятся интервью, анкетирование, соцопрос.
- Двусторонний опрос — участники равнозначно участвуют в беседе (дискуссии, споры).
- Обмен мнениями — здесь нет никаких вопросов, только суждения и мнения.
В методике выделяют еще стандартные диалоги (или диалоги этикетного характера) — это диалоги, используемые в типовых ситуациях (продавец-покупатель, начальник-подчиненный и пр.)
Обзор методик и приемов, направленных на развитие связной монологической и диалогической речи
- Образец рассказывания — это живое, яркое описание предмета или явления, которое дается детям как образец для подражания. Этот прием обучения монологической речи применяют в начальной школе, когда демонстрируют как, например, должно звучать правило, описание события и т.д.
Образец должен быть кратким, доступным для понимания, легким для запоминания, произносится четко, громко, обязательно выразительно.
- Анализ образца рассказывания. Этот прием помогает осознать структуру речи, вычленить отдельные составляющие, поработать над интонацией. Часто практикуется в начальной школе. Например, можно взять любой диалог или монолог из прочитанного произведения и попросить учащихся обозначить, где вступление (начало разговора), где концовка. Отдельно ученики выделяют цветными карандашами ключевые слова, на которых нужно понизить или повысить интонацию.
- Совместное рассказывание — еще один прием для начального обучения. Здесь учитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Либо они составляют монолог поочередно.
- Частичное рассказывание — знакомая всем методика, когда по части текста нужно восстановить его полностью Можно предлагать начало рассказа, середину, конец. Легче, если это будет событийный рассказ. В старших классах можно предлагать для частичного рассказывания тексты-размышления или абстрактные тексты-рассуждения.
- Рассказ по картине (предметной, сюжетной, пейзажа, серии картин) — один из наиболее действенных приемов, который помогает развивать связную монологическую речь. Из практики отмечено, что этот прием часто практикуют учителя русского языка в начальной и средней школе. Почему о нем забывают в старших классах? Ведь для старшеклассников и картины можно подобрать интересные, соответствующие возрасту, и условия создания рассказа усложнить.
- Пересказ — прием практикуется на всех уровнях обучения. А учить пересказу начинают уже в 1 классе. Прием эффективный, потому что позволяет развивать не только образность мышления, но и логичность изложения мысли. Пересказывая текст, ребенок учиться понимать его структуру, а запоминание наиболее ярких оборотов речи, предложений способствует развитию памяти и художественности речи.
- Дедуктивный метод — способ обучения диалогу. Часто используется на уроках иностранного языка, хотя вполне приемлем и на других уроках. Суть метода в том, что дается готовый диалог, как образец. Это может быть ситуативный диалог, этикетный, профессиональный, в котором использованы устойчивые выражения, характерные для данной ситуации. Образец тщательно изучают, а потом, на его основе составляют свой диалог.
Например, предстоит урок-суд. Для этого процесса характерны свои реплики и устойчивые выражения. Поэтому заранее с учениками изучают, как строится процесс судопроизводства, какие фразы наиболее употребительны, какие термины используются. Образец может быть предоставлен в виде текста, видеосюжета.
На основе дедуктивного метода появились такие методики, как ролевые игры, дискуссии, форумы, симпозиумы. Все они строятся на основе беседы, обучения диалогической речи, развивают умение вести спор, отстаивать свое мнение, мыслить аргументировано и связно излагать свои мысли.
- Индуктивный метод предполагает обучение диалогической речи «снизу-вверх». То есть сначала изучаются лексические и грамматические единицы, и только потом формируется диалог. К приемам этого метода относятся «Толстые и тонике вопросы», «Шесть шляп», приемы, обучающие структуре речи, составлению плана выступлений.
Формирование монологической речи и умение вести диалог — ключевая задача технологии развития критического мышления. Все приемы и стратегии в этой технологии так или иначе построены на обсуждении, на умении связно говорить и спорить, приводя аргументы и доказательства. Такие приемы, как Уголки, ПОПС-формула, Кубик Блума, Сюжетная таблица, Мысли по аналогии, ИДЕАЛ, Мудрые совы призваны развивать критическое мышление. А главное — обучают связной, логически выстроенной и аргументированной речи.
В заключение хотелось бы отметить, что обучение монологической и диалогической речи должно вестись на всех уровнях обучения. Бывает, что учителя в старших классах не уделяют этому вопросу должного внимания, полагая, что подросток 14-16 лет уже умеет говорить связно. Но помимо логичности изложения школа должна научить образности мышления, критичности суждений, умению вести дискуссии и споры. Поэтому используя те или иные приемы, предполагающие монологи и диалоги, желательно постоянно акцентировать внимания на требованиях к устной речи.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.