- Лекция и чтение учебника — самые простые, но, как выяснилось позже, наименее эффективные способы усвоения материала. Усваивается только 10% изученного.
- Использование наглядных материалов или учебных фильмов дает уже более полноценные результаты. Запоминается 20-30% пройденного.
- Прием «наблюдение» позволяет запомнить 50% от всего материала и научиться применять полученные знания и умения на практике.
- Поучаствовать в дискуссии или выступить с докладом — значит, усвоить 70%, научиться анализировать, применять материал, создавать что-то свое.
- А такие нестандартные методы как драматизация, имитация реальной действительности или выполнение реальных действий позволяют не только запомнить, усвоить и применить знания на 90-100%, но еще и не забыть его в дальнейшем.
Любопытно, что когда педагог применяет первые три метода, он как бы невольно заставляет учащихся абстрагироваться, а умеют далеко не все. При использовании остальных подходов к изучению материала учащиеся самостоятельно ставят себя перед лицом проблемы, видят ее, им не нужно ничего представлять, остается только подобрать решение.
Интерактивные методы при подходе к обучению
Дискуссию, доклад, представление или реальную ситуацию, где применяются знания, называют также интерактивными методами, в переводе с английского это значит «взаимодействие». В целом подход позволяет учащимся активно и качественно обучаться путем сотрудничества между собой и с педагогом. Последний обычно выступает в роли руководителя, лидера, организатора. Учитель создает все необходимые условия для учеников.
Критика в адрес пирамиды обучения и ее опровержение
Не всегда представляется возможным проанализировать, как усваивается материал в процентном соотношении, насколько эффективно работают различные способы, будь то лекция или использование наглядного материала. Зачастую многое зависит и от аудитории учеников и, конечно же, от педагога. Но закономерность все-таки проследить реально.
Самое главное, в пирамиде обучения отражено то, что интерактивные методы всегда срабатывают. Они влияют не только на сознание ученика, но и на его чувства.
Применение пирамиды обучения на уроках литературы
Прием «Пирамида» замечательно подходит для применения на уроках по гуманитарным предметам. Это показывают уроки литературы. Наиболее ярким примером служит так называемый урок-суд. Ребята распределяют себе роли, участвуют в дискуссиях, вживаясь при этом в литературное произведение и оценивая его не только с точки зрения пассивного читателя. Причем на начальных этапах изучения классических произведений уже была проведена лекция, а источники и теоретический материал прочитан. То есть черед исследования настал как бы сам собой. Одновременно он служит и закреплением изученного.
Пассивные методы могут ориентироваться на знание и понимание материала, а интерактивные подходы задевают все уровни усвоения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.