Яна Герамимова, 19.01.2017 0

Пирамида обучения. Какие методы обучения самые эффективные?


Еще в середине XX века профессор Гуманитарного университета Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Аналогичными исследованиями занимались и в России, пробуя различные подходы к обучению: проектный, лабораторный и т.п. Результаты отражались пирамиде усвоения знаний. Какие методы обучения самые эффективные? 


Обсудить статью Опубликовать свой материал
  • Лекция и чтение учебника — самые простые, но, как выяснилось позже, наименее эффективные способы усвоения материала. Усваивается только 10% изученного.
  • Использование наглядных материалов или учебных фильмов дает уже более полноценные результаты. Запоминается 20-30% пройденного.
  • Прием «наблюдение» позволяет запомнить 50% от всего материала и научиться применять полученные знания и умения на практике.
  • Поучаствовать в дискуссии или выступить с докладом — значит, усвоить 70%, научиться анализировать, применять материал, создавать что-то свое.
  • А такие нестандартные методы как драматизация, имитация реальной действительности или выполнение реальных действий позволяют не только запомнить, усвоить и применить знания на 90-100%, но еще и не забыть его в дальнейшем.

Любопытно, что когда педагог применяет первые три метода, он как бы невольно заставляет учащихся абстрагироваться, а умеют далеко не все. При использовании остальных подходов к изучению материала учащиеся самостоятельно ставят себя перед лицом проблемы, видят ее, им не нужно ничего представлять, остается только подобрать решение.

Интерактивные методы при подходе к обучению

Дискуссию, доклад, представление или реальную ситуацию, где применяются знания, называют также интерактивными методами, в переводе с английского это значит «взаимодействие». В целом подход позволяет учащимся активно и качественно обучаться путем сотрудничества между собой и с педагогом. Последний обычно выступает в роли руководителя, лидера, организатора. Учитель создает все необходимые условия для учеников.

Критика в адрес пирамиды обучения и ее опровержение

Не всегда представляется возможным проанализировать, как усваивается материал в процентном соотношении, насколько эффективно работают различные способы, будь то лекция или использование наглядного материала. Зачастую многое зависит и от аудитории учеников и, конечно же, от педагога. Но закономерность все-таки проследить реально.

Самое главное, в пирамиде обучения отражено то, что интерактивные методы всегда срабатывают. Они влияют не только на сознание ученика, но и на его чувства.

Применение пирамиды обучения на уроках литературы

Прием «Пирамида» замечательно подходит для применения на уроках по гуманитарным предметам. Это показывают уроки литературы. Наиболее ярким примером служит так называемый урок-суд. Ребята распределяют себе роли, участвуют в дискуссиях, вживаясь при этом в литературное произведение и оценивая его не только с точки зрения пассивного читателя. Причем на начальных этапах изучения классических произведений уже была проведена лекция, а источники и теоретический материал прочитан. То есть черед исследования настал как бы сам собой. Одновременно он служит и закреплением изученного.

Пассивные методы могут ориентироваться на знание и понимание материала, а интерактивные подходы задевают все уровни усвоения.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?