Что анализируется
Анализировать можно различные аспекты:
- личность учителя;
- поведение педагога на конкретном уроке;
- особенности детского коллектива;
- специфику предмета.
Форма анализа
По мнению С.Л. Рубинштейна, наиболее полной, удачной формой является анализ через синтез. Все компоненты урока связаны друг с другом и зависят друг от друга. Без обратной связи ученики не усвоят материал, а педагог не сможет оценить то, насколько хорошо были приняты его объяснения.
Компоненты выделяются и показываются посредством соотнесения.
По мнению А.В. Брушлинского, педагог должен самостоятельно раскрыть систему этой взаимосвязи. Это позволит ему обратить должное внимание на необходимое для ее решения свойство.
На уроке наблюдается «включение» педагога в связь с детским коллективом, а также с каждым конкретным воспитанником и преподаваемым материалом.
Объясняя ученикам новый материал, учитель может выглядеть в их глазах не как скучный наставник, а как увлекательный собеседник. Это происходит тогда, когда педагогу удается организовать ситуацию общения. Делается это посредством вовлечения учащихся в дискуссию.
Когда педагог вместе со своими воспитанниками решает поставленные задачи, он предстает перед ними в качестве исследователя.
Психологическому анализу подлежат два активнейших субъекта образовательного процесса — сам преподаватель и его воспитанники. Их взаимосвязь опосредована учебным предметом. Процесс взаимодействия объединяет все стороны.
Толкование урока
Наиболее полным считается толкование урока по Л.Т. Охитиной. Оно представляет собой следующее:
- целью урока является воздействие на личность воспитанника;
- изменения в структуре личности ученика наблюдаются тогда, когда он действует по внутреннему убеждению;
- все элементы урока должны воспитывать;
- центральным элементом учебного процесса является организация познавательной деятельности воспитанников;
- успех процесса зависит как от мастерства педагога, так и от индивидуальных особенностей характера учеников.
Существует три плана психологического анализа урока:
- Анализу подлежат такие моменты, как развитие, воспитание ученика, а также формирование его нравственности. В ходе анализа рассматривается то, насколько урок соответствует воспитательным и общеобразовательным целям современного образования.
- Педагог должен обосновать организацию, содержание и цели урока. Анализируется соответствие урока уровню подготовки воспитанников и их интеллектуальному развитию.
- Анализ коммуникативных и индивидуально-психологических особенностей ученика. Согласно этому плану, здесь задействуется механизм рефлексии. Учитель должен четко понять, чего он хочет добиться и для чего он вовлекается в образовательный процесс.
Основная схема
Схема психологического анализа урока предполагает выделение 5 основных пунктов:
- Возраст воспитанников.
- Организованность учеников.
- Активность воспитанников.
- Стиль деятельности преподавателя.
- Цель урока.
Рассмотрим пример
Следует привести пример психологического анализа урока. Педагог должен ответить на два вопроса. В первую очередь, он должен дать ответ на вопрос, насколько структура урока отвечает критериям развивающего обучения.
Разбираются следующие вопросы:
- как соотносятся нагрузки на мышление и память ученика;
- как сочетается творчество и воспроизводящая активность воспитанников;
- насколько ученики способны выполнить самостоятельный поиск после усвоения материала;
- кто занимается постановкой, формулировкой и решением проблемы;
- как соотносятся взаимные оценки;
- как соотносятся побуждение ученика к самостоятельной работе и принуждение.
Второй вопрос рассматривает особенности самоорганизации педагога. Он должен определить, насколько хорошо был подготовлен к уроку, насколько согласен с материалом.
Значение имеет педагогический такт или его отсутствие. Также учитель должен честно ответить себе на вопрос, способен ли он создать должный психологический климат в классе. Каким образом это делается: методом запугивания, давлением авторитета учителя или как-то иначе?
Напоследок
При составлении анализа урока необходимо учитывать многие факторы, включая специфику конкретного предмета.
Смотрите также:
Об авторе: Николаева Екатерина Павловна, педагог-психолог. Опыт работы в школе, детском садике и различных развивающих центрах.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.