Наталья Наумова, 04.12.2017 0

Трудная доля директора школы


«Мир изменился. Я чувствую это в земле, я чувствую это в воде, вот и в воздухе чем-то запахло», — сказала небезызвестная героиня Кейт Бланшет в фильме, перевод которого был далек от оригинала. Тем не менее, эту фразу, наполненную осторожностью и предчувствиями, может повторить вслед за ней любой человек, который исключительно взволнован будущим родного образования.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Если заглянуть в класс, где идет урок, то можно обнаружить, что, пока педагог в поте лица трудится над изображением параболы на доске, усердно строя ее по точкам и демонстрируя тем самым навыки ручного труда, отдельные граждане уже построили это безобразие, используя какую-нибудь интересную во всех отношениях программу в своих гаджетах. То есть, по мнению некоторых уважаемых авторов методических пособий, налицо — кризис системы образования.

Невозможно в этом месте не вставить свои пять копеек и не упомянуть о том, что во все времена деятельность внутри системы образования некоторым образом отставала и от темпа жизни, и от запросов общества. И только отсутствие компьютеров делало этот разрыв минимальным. Что не может не огорчать в некотором роде. Поскольку если бы Чарльз Беббидж поторопился, то он создал бы свою «аналитическую вычислительную машину» пораньше и тогда к нашему времени, возможно, все бы уже успело развалиться. А тут мы, идеями полны, не расплескать бы.

Очень радуют, тем не менее, перемены, которые авторы методических пособий наблюдают в сфере отечественного образования. Можно узреть и вариативность программ, и разнообразие учреждений, и, что не может не радовать, появление полезных книг на прилавках магазинов. Кроме этого, наконец-то, ответственные определились с тем, к какой сфере отнести сферу образования. И отнесли ее туда, где ей и место — к сфере услуг. Что, несомненно, положительно повлияло на приток средств в образовательные учреждения, поскольку они теперь могут спокойно оказывать населению такую неоценимую услугу, как аренда спортивного зала. Стоит упомянуть, конечно, о таком чудесном изменении в головах трудящихся, как изменение понятия «ходить в школу, потому что мама заставляет» на понятие «имею право ходить или не ходить» в эту самую школу. Демократию, опять же, развели: выбирай это, выбирай то.

Что же еще изменилось? Если раньше родители и школа были едины в том, что отрок желает ремня, прежде чем начать учиться, то теперь уважаемые родственники последнего, распустив свое сокровище до краев, надеятся, что в школе наследнику вправят мозг, причем желательно — физически. Как сказала одна мама: «Я не справляюсь, разрешаю бить». Но сами родители при этом белые и пушистые, мол, мы воспитываем гуманно, смотрите, какие мы демократичные. И ювенальная юстиция продолжает отдыхать.

Да, и надо сказать, что во все времена были энтузиасты своего дела, радетели расшатать систему побыстрее, спешащие на помощь Беббиджу. Стоит отметить, что англичанина никто не переплюнул по части инноваций. Поскольку все, что внедряется в школу, рано или поздно теряет свои вкусовые свойства и только могучий потомок в виде маленького устройства в кармане расшатывает этого колосса должным образом.

Много слов сейчас говорится о некой «модернизации» управления образованием, благодаря которой «жить станет лучше, жить станет веселей». В этом месте просится фраза из одной умной книжки: «Способы по улучшению образования напоминают поиски утерянного там, где светлее, а не там, где потеряли».

Далее очень хочется развернуться таким образом, чтобы получилась скромная диссертация на тему «Кто виноват?» и «Что делать?». Но, взяв себя в руки, рассмотрим все-таки, каким образом предлагается обновить управление в школе.

Самый большой плюс — это относительная свобода действий в выборе программ развития и хозяйствования. Но, не будем забывать, что все мы — тяжелое наследие того режима, который очень приятен большинству, поэтому свобода эта — вполне себе подконтрольная. То же самое относится и к «сокращению объемов бюджетного финансирования». Вроде бы и свободен в способах добычи средств, а спортивный зал никто в аренду не берет.

Сейчас уповают и с благоговением взирают на новые стандарты, рассчитывая, видимо, на них, как на чудодейственный пластырь. Но нашему колоссу надо менять ноги, а не подорожник к коленке прикладывать. Глиной в наше время можно заниматься только в условиях соответствующего кружка либо по специальности. Но — нет, все равно будем бабушкиными средствами лечиться.

ЕГЭ, многобалльная шкала оценок, дифференциация заданий по сложности, выявление достижений учащихся — все нововведения, на самом деле, не являются нововведениями, кроме первого. А насколько целесообразно введение первого — остается загадкой для большинства думающих граждан, ибо в 2013 году наблюдался невероятно высокий балл по многим предметам, но не потому что дети очень умные, а потому что ответы к предметам были выложены за три дня до экзамена.

И, наконец, необходимо прокомментировать, что «часть учащихся может предпочесть обычной школе экстернат». По этому поводу высказываются опасения совершенно безосновательные, поскольку ничто не может так радовать нормального учителя, как самостоятельный ребенок и малая наполняемость классов. Хотя, опять же, к зарплате привязали.

Адекватный руководитель просто обязан опираться не на результат деятельности, а на «анализ реальной образовательной программы». «Так было всегда и во все времена». Дальше — по тексту песни. И если возникал неловкий момент «имитации должных результатов и требуемых мероприятий», то это и означало, что директор оценивает и возможности образовательного учреждения, и предоставленные ресурсы. А причина — в неверно расставленных акцентах контроля. То есть контроль — это не зло, а учет причин промахов и успехов. К сожалению, не работает такого рода контроль в наших образовательных учреждениях. Либо автор сего повествования о них не знает.

Теперь нужно рассмотреть, как происходит переход от административного управления к государственно-общественному. Надо сказать, что при всем количестве налитой воды смысл остается один — никак. Стоит упомянуть только о таких мощных группах общественного управления, каковыми являются сбившиеся в стайки родители на крыльце школы. Это общественное объединение без конца разрабатывает различные стратегии по развитию школы и методические пособия по ведению урока. Поэтому нужно выделить помещение внутри образовательного учреждения, где поставить непременно кофемашину и пригласить туда желающих. Мозговой штурм всегда был в приоритете при разработке планов дальнейшей деятельности учреждения, а тут будет работать принцип «из количества — в качество».

Еще одна идея, которую предлагают внедрить в управленческую деятельность учреждения, — переход к независимой экспертизе. В этом случае стоит вспомнить о помещении, отданном на откуп родителям, и пригласить туда еще каких-нибудь специалистов, которые с не меньшим энтузиазмом возьмутся за анализ деятельности и изучение различных компетенций. Гипотетический вопрос: почему никто не придумал оценивать время, отпущенное на усвоение программы (темы)? Очень многие вопросы отпали бы сами собой.

Педагогическое партнерство с родителями, на которое рассчитывают некоторые, возможно только при условии привлечения родителей к процессу управления, но ни один уважающий себя директор на это не пойдет. О том, что козлы делают в огороде, если их туда пустить, знают все. Поэтому модернизация сама по себе идет, а родители работают и деньги на ремонт класса несут.

Наконец, самая больная и животрепещущая тема обновления управления образования — это децентрализация власти. Вместо того, чтобы лить воду, стоит сказать, что великое мужество руководителя — делиться ответственностью. Потому как нет ничего проще, чем метод «кнута и пряника». И ничего сложнее нет — придумать такую систему, которая будет работать, когда главный вышел по делам на полгода, например.

В заключение посмотрим, что иногда снится некоторым уважаемым гражданам. «Вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные… Камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось… и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю».

И пойдем читать Иллича.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?