Елена Сафонова, 19.02.2018 0

Урок-конференция — один из вариантов нестандартного урока, основанного на проектной деятельности. Как провести урок-конференцию?


Урок-конференция, как правило, проводится на фазе закрепления изученного материала, но нередко он бывает и первым из серии уроков какого-либо раздела. И то, и другое имеет свои плюсы. Рассмотрим подробнее, что такое и как провести урок-конференцию.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Итак, при закреплении материала для конференции можно подобрать темы, связанные с углублением полученных знаний. Например, изучено творчество А.С. Пушкина, но ведь начало XIX века не зря называют «Золотым веком русской поэзии». Чтобы у школьников создалось более отчетливое впечатление о поэзии пушкинской поры, к уроку-конференции можно предложить темы, касающиеся жизни и творчества Е. Баратынского, К. Батюшкова, А. Бестужева (Марлинского), А. Одоевского, А. Дельвига и т.д. 

Во втором случае можно предложить какие-то несложные темы, формирующие общую картину, на фоне которой учитель будет объяснять конкретный материал. Например, подходя к изучению темы «Отечественная война 1812 года», учитель может предложить рассказать об исторических деятелях того периода — о тех, кто позже будет упоминаться на уроках в связи с изучаемым материалом. Это могут быть маршалы наполеоновской армии или знаменитые российские военачальники. А может быть, различные виды войск (уланы, драгуны, кавалергарды, гусары…).

Зачем? Цель урока-конференции

Цели, которые преследует урок-конференция, довольно многообразны.

Предметные результаты

  • Повторить пройденный курс, расширить представления, углубить знания по теме.
  • Повысить интерес к предмету.
  • Отработать навыкм работы со специальной литературой.

Метапредметные умения и навыки

  • Учить искать информацию по дополнительным источникам.
  • Тренировать формирование умения анализировать и классифицировать информацию, выбирать главное.

Личностные результаты

  • Напомнить о необходимости и формировать уважение к собеседнику.
  • Тренировать умение вести дискуссию.
  • Тренировать умение выступать перед большим количеством людей, отстаивать свою точку зрения.

Урок-конференция

Как подготовить урок-конференцию?

Подготовка к такому уроку проходит в несколько этапов, чаще всего в четыре.

Этап 1

На первом этапе учитель выбирает тему урока-конференции и рассматривает целесообразность рассмотрения того или иного материала школьниками. При этом надо иметь в виду, что самые высокие результаты урок-конференция дает у старших школьников, начиная 7 - 8 класса, а в особенности — в 10 - 11. В этом возрасте школьники уже владеют многими необходимыми навыками, их выступления могут и в самом деле быть интересным для широкого круга слушателей. Эти выступления — своего рода мини-проекты, работа над которыми занимает обычно одну - две недели.

Итак, на первом этапе учитель выбирает общую тему и размышляет над тем, какие мини-темы он может предложить ученикам. Это могут быть биографии известных лиц, история открытий, варианты применения физического закона и тому подобное.

Этап 2

На втором этапе учитель подбирает необходимые материалы — те, которые он порекомендует ученикам. По каждой теме он, по возможности, стремится порекомендовать несколько источников, среди них книги, периодические издания и интернет-ресурсы.

Этап 3

На третьем этапе учитель предлагает школьникам темы. Чаще всего педагог сам делит учеников на группы, которые будут готовить свои выступления, но в старших классах можно доверить это самим ученикам. Каждая группа получает свое задание и рекомендации по его выполнению. Можно поручить группам самим выбрать тему из большого списка; можно предложить вытянуть жребий; наконец, учитель сам может предложить тему каждой конкретной группе. Этот вопрос нужно решать в зависимости от возможностей класса и особенностей психологии детей, а также с учётом специфики темы.

Желательно сразу оговорить форму подачи информации от каждой группы и регламент.

Обсуждая форму, следует обратить внимание школьников на то, что скучно слушать сухие факты, что чтение с листа неинтересно, и сразу предложить подготовить рассказ, а не чтение реферата.

Есть смысл также оговорить, что необходим какой-нибудь интерактивный элемент: мини-тест, небольшая викторина, игра на одну-две минуты, какое-то творческое задание для слушателей. Надо также решить, будут ли докладчики выступать с компьютерными презентациями или оформлять стенды, плакаты, стенгазеты.

Этап 4

На четвертом этапе учитель консультирует конкретные группы ребят.

Важно! Следует обратить внимание на то, что в конце урока обязательно должны подводиться итоги.

Однако эти итоги могут быть не окончательными. Если класс достаточно большой и взрослый, доклады едва ли могут быть слишком короткими. Семь, а то и десять минут — это, наверное, минимум по какой-либо серьёзной теме для старшеклассников, а значит, все присутствующие на конференции выступить не смогут. Даже если использовать для этого сдвоенный урок (что, безусловно, будет разумным решением).

Чтобы остальные школьники, которые в этот раз не участвуют в конференции, не скучали, им следует подготовить опросные листы для голосования. На основании этих опросных листов участникам конференции могут добавляться дополнительные баллы или может выдаваться приз зрительских симпатий.

Залог успеха

Чтобы подготовить успешный урок-конференцию, необходимо несколько составляющих.

  • Во-первых, это тщательная проработка темы и всех ее особенностей педагогом. Он должен удачно разработать систему, четко поставить перед учениками задачу, составить разумный план.
  • Во-вторых, ученики должны быть достаточной степени мотивированы на тщательную подработку своей темы; если мотивация учащихся низкая, то интересного и продуктивного урока ожидать не приходится.
  • Наконец, важно четкое следование регламенту, объективная оценка выступлений, конкретные требования, которые должны неукоснительно выполняться; это касается и длительности выступлений, и оформления их, и выставления оценок, и использования опросника.

Еще одним секретом успеха является соответствующее оформление кабинета для проведения такого урока. У выступающих должны быть бейджики, листы в папке. У членов жюри (если они есть) и у учеников, которые не участвуют в выступлении, а заполняют опросники, должны быть опознавательные знаки (хотя бы те же бейджики с надписью «Эксперт»).

Если урок-конференция проводится в форме деловой игры и участники изображают представителей других стран (или других цивилизаций, например), то также желательно использование соответствующих атрибутов. Неплохо, если на уроке снимается видео: это придаст мероприятию солидности и потренирует детей не бояться камеры. Создать соответствующий настрой, который поможет школьникам воспринять урок не как рутинное мероприятие, а как нечто необычное, — это немалая часть успеха.

Что? Примеры тем

Приведем примеры уроков-конференций по разным предметам, проводимых в разных формах.

Пример 1. Предмет: биология. Тема: болезни эндокринной системы; новая тема.

Темы, которые учитель предлагает ученикам, — это сообщения о различных болезнях (например, сахарный диабет, базедова болезнь и другие), всего достаточно 4 или 5 докладов продолжительностью около 5 минут каждый. Докладчиком можно рекомендовать выступать с компьютерной презентацией, а в конце каждого выступления предлагать слушателям мини-тест. Для подготовки доклада стоит создать небольшие группы, по два-три человека, все остальные являются членами экспертной комиссии и заполняют опросники. Оценки, выставленные «экспертами», и оценки, выставленные учителем, суммируются и переводятся в пятибалльную систему по таблице, подготовленной учителем.

Пример 2. Предмет: обществознание. Тема: формы правления; закрепление изученного.

Школьникам предлагаются три темы: монархия, республика, диктатура. Каждая из них разрабатывается небольшой группой из 3-5 человек. Выступает один из них: он защищает свою форму правления. В этом случае уместны элементы театрализованного представления (например, корона на голове у монархиста). Те школьники, которые не принимают участия в подготовке докладов, затем участвуют в диспуте, обсуждая плюсы и минусы всех предложенных форм правления. Регламент на выступление 5-7 минут, остальная часть урока — диспут.

Пример 3. Предмет: география. Тема: атомная энергетика.

Доклады готовят две группы, в которые входят от 5 до 10 человек. Каждая из них выступает либо в защиту атомной энергетики, либо против неё. Внутри каждой группы должно быть выбрано несколько докладчиков, обычно 2-3, каждый из которых рассматривает проблему с какой-либо точки зрения. Например, экономист, эколог, физик и так далее. Регламент выступления каждой группы до 15 минут; желательно использование компьютерных презентаций. Оставшаяся часть урока-конференции — диспут.

Пример 4. Предмет: физика. Тема: инерция, закрепление материала.

Создается несколько пар или мини-групп, их может быть до 10. Каждой предлагается конкретный случай влияния инерции на нашу жизнь или использования этого явления человеком на производстве или для проведения каких-либо работ. Например, могут быть доклады «Почему мы падаем, когда автобус внезапно останавливается?», «Как насадить молоток на древко?» и так далее. Регламент выступления от 3 до 5 минут; те школьники, которые не задействованы в подготовке выступлений, работают с опросником.

Урок-конференция создает широкий простор для работы на любом уроке, решая сразу множество задач. При этом он зрелищен и может быть использован в качестве открытого. Его главный минус — трудоемкость подготовки, высокая подготовленность класса.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?