Мирошник Кирилл, 21.11.2018 0

Креативность в образовательной среде: что это такое и можно ли её развивать?

Вхождение в новый этап развития общества — информационное общество — совместно с развитием идей постмодернизма неизбежно влечёт за собой повышение значимости образования, творческого подхода к обучению и личностной креативности каждого отдельного члена общества. В связи с наблюдаемыми изменениями от учителей как никогда требуется понимание ценностей современной информационной эпохи. Поскольку креативность в XXI веке выходит на лидирующие позиции в разных областях человеческой деятельности по всему миру, то значимость творческого подхода в образовательном процессе возрастает.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Одной из целей современного образования в России, зафиксированной на уровне ФГОС, является развитие творческих способностей учеников. Учитель в таком случае попадает в очень непростую ситуацию, так как система образования ставит перед ним цель, но обнаруживает затруднения в организации условий для её реализации. В качестве иллюстрации можно привести данные одного из исследований, проведённого на территории Великобритании в 2005 году. Я заранее приношу извинения за то, что привожу данные зарубежного исследования, но аналогичных данных в отечественной науке у меня нет. В данном исследовании было продемонстрировано, что подавляющее большинство учителей согласны с тем, что креативность можно развивать в рамках школьной среды (80,6%) и что развитие креативности является необходимым условием повышения успеваемости учащихся (77,6%). Однако большинство учителей (67%) не считают, что они каким-либо образом несут ответственность за развитие творческого потенциала детей.

Данный факт можно интерпретировать по-разному. На мой взгляд, одна из причин подобных результатов кроется в том, что в связи с необходимостью развития творческих способностей учеников у учителей закономерно возникают два вопроса, на которые современные законодатели не способны дать ответы:

  1. Что такое креативность (творческие способности)?
  2. Можно ли развивать творческие способности и каким образом можно подойти к этой проблеме?

В настоящей мини-статье я хотел бы осветить эти два вопроса с позиции современных знаний в области психологии креативности. Я заранее хотел бы обратить внимание читателя на то, что слово «осветить» вовсе не является в данном случае метафорой. Речь действительно идёт о том, чтобы только очень поверхностно коснуться этих двух фундаментальных вопросов. Как остроумно заметил Стендаль: «Одинаково трудно удовлетворить интерес читателей, когда пишешь о предметах малоинтересных, либо представляющих слишком большой интерес». Далее я последовательно постараюсь рассмотреть оба вопроса, предлагая одну из возможных точек зрения.

1. Что такое креативность?

Креативность можно определить как способность кого-либо создавать нечто оригинальное и полезное в определённых условиях среды.

Давайте рассмотрим данное определение по частям, чтобы лучше понять, что оно означает.

  1. Способность кого-либо: в данном случае «способность кого-либо» заключает в себе одну важную идею: креативность рассматривается нами как характеристика, которая есть у каждого человека. Следовательно, творческие способности проявляются не только у исключительных, избранных людей, но и у всех людей на планете. Эта идея особенно важна, так как позволяет нам отказаться от простого деления учеников на «креативных/некреативных» и рассматривать творческие способности каждого отдельного ученика с позиции творческого потенциала. Иными словами, у каждого ученика есть потенциал к творчеству.
  2. Создавать нечто: в данном случае под «создавать нечто» подразумевается абсолютно любой продукт деятельности. Например, в рамках школьной среды в качестве продуктов творческой деятельности ученика могут выступать рисунок, сочинение, стихи, оригинальное решение математической задачки, реализованный проект и т. д.
  3. Нечто оригинальное: необходимым условием творчества является создание продукта, который в определённой степени является оригинальным, новым, удивительным и т. п. При этом стоит отметить, что в условиях школьной среды речь вовсе не идёт о том, что проявлением творчества будет только какое-то открытие, которое будет признано оригинальным на национальном или мировом уровне какими-либо экспертами. Прежде всего речь идёт о создании чего-то оригинального для самого ученика. Любое творчество всегда личностно, т. е. оно имеет смысл и значения для самой личности. И только в очень редких и исключительных случаях личностное творчество может получить статус социального (признание со стороны других людей, внедрение в общественную практику и т. д.).
  4. Нечто полезное: чтобы можно было говорить о творчестве, одной оригинальности явно недостаточно. Простое стремление к придумыванию чего-то отличного и эдакого скорее можно было бы назвать проявлением псевдо-творчества. Любой продукт, чтобы быть признанным творческим, должен помимо оригинальности обладать определённой степенью полезности. Например, при выполнении задачи только такое решение будет творческим, которое будет не просто отличаться от общепринятого подхода (оригинальность), но и будет приводить к решению задачи (полезность).
  5. В определённых условиях среды: данное уточнение делается для того, чтобы задать контекст для понимания оригинальности и полезности. Иначе говоря, оригинальность и полезность любого продукта всегда определяются исходя из контекста ситуации. Оригинальность и полезность специальной теории относительности А. Эйнштейна, созданной для решения конкретной проблемы, не тождественны тому уровню оригинальности и полезности, которые проявляются учеником в решение сложной задачки по физике. Однако нет никаких сомнений в том, что и в первом и во втором случае мы имеем дело с творчеством.Более того, особые условия образовательной среды могут поддерживать ученика в его стремление к творчеству и способствовать его продвижению от «малого» творчества к «большому» творчеству. Об этом пойдёт речь в следующем разделе.

2. Можно ли развивать творческие способности?

Данный вопрос нередко трансформируется в другую форму: какова роль генетических и социальных факторов в развитии креативности? Одной из научных дисциплин, которая стремится дать ответ на поставленный вопрос, является психогенетика. С современной точки зрения под психогенетикой понимают научную дисциплину, занимающуюся изучением молекулярно-генетических закономерностей, лежащих в основе формирования психологических признаков. Одним из традиционных методов психогенетики является близнецовый метод. В нескольких близнецовых исследованиях было продемонстрировано, что, хотя генетические факторы влияют на развитие определённых компонентов креативности, средовые факторы (семья, школа, учителя, общение со сверстниками и т. д.) берут верх. Таким образом, социальные факторы оказываются ведущими в развитии творческого потенциала человека.

Из этого следует, что образовательная среда как один из социальных факторов может способствовать развитию творческих способностей детей. Однако каким образом можно подойти к процессу развития творческих способностей? Каким образом можно было бы представить себе схему самого процесса? Я приведу лишь один из возможных подходов к рассмотрению данной проблемы, который был предложен американскими психологами Дж. Кауфманом и Р. Бегетто.

Концепция четырёх уровней креативности

Концепция четырёх уровней креативности может быть полезна для понимания двух аспектов: (1) этапов развития креативности в жизни каждого отдельного человека и(2) уровней креативности, которые доступны для развития в рамках школьной образовательной среды. Если учитель фокусируется на интуитивном и всеобъемлющем понимании того, что такое креативность (творчество), то задача развития творческих способностей кажется абсолютно нереалистической. Однако концепция четырёх уровней позволяет провести более дробное деление и сосредоточить внимание учителя на тех уровнях, которые действительно можно стимулировать на уровне школьного образования. О каких четырёх уровнях идёт речь? С позиции концепции Дж. Кауфмана и Р. Бегетто каждый человек может проявлять свои творческие способности на следующих уровнях:

  1. Мини-креативность. Первый уровень — самый простой и доступный. Этот уровень подразумевает субъективное переживание креативности, которое естественным образом происходит в процессе обучения. На данном уровне одним из проявлений креативности может быть переживание небольших озарений в процессе понимания изучаемого материала. Недаром такой исследователь как Жан Пиаже назвал одну из своих книг («Понимать — значит изобретать»). Другими словами, вы как бы самостоятельно переживаете опыт открытия в формате небольших озарений. Ключевым отличием данного уровня креативности от всех остальных заключается в том, что креативность в данном случае носит характер открытий, которые являются оригинальными и значимымилишь для самого человека, но не для других людей.
  2. Малая креативность. Данный уровень иногда именуют как «повседневную креативность», которая включает в себя непросто переживание личностно значимых открытий, но и определённое, пусть и небольшое, творческое достижение, которое получает признание/оценку со стороны окружающих. Например, ученик Вася при подготовке доклада по истории может изучить множество источников по теме своего доклада, проанализировать их, сопоставить между собой, синтезировать в виде определённой точки зрения и выступить перед классом с докладом. Подобная работа является проявлением малой креативности, так как выполненная должным образом она не только расширяет представление о каком-то историческом событии для самого докладчика (пока он готовился), но и открывает новые грани для слушающих (одноклассников), которые несомненно могут оценить доклад своего товарища. Не менее важным, а в каком-то смысле и более важным, будет получить поддержку и похвалу от учителя.
  3. Про-креативность.Проявление творчества на третьем уровне свидетельствует о том, что человеку удалось внести какой-либо вклад в определённую область знания. Чаще всего это происходит уже в более зрелом возрасте в рамках профессии, которую выбрал человек, или области собственных интересов. Например, если человек написал стихотворение или даже стишок, то это в большинстве случаев будет проявлением малой креативности. Однако если человек имеет изданный сборник собственных стихов, является членом поэтического клуба, регулярно выступает на поэтических вечерах и имеет признание среди других людей, то такой человек проявляет себя уже на уровне про-креативности.
  4. Большая креативность. Четвёртый уровень — это уровень самых высоких творческих достижений, который нередко называют уровнем гениальности. О таком проявлении творческих способностей, как правило, говорят в тех случаях, когда человек вносит значительный вклад в какую-либо область знания (литература, физика, инженерное дело, педагогика и т. д.) и получает признание на мировом уровне (как правило, далеко не сразу). Продолжая предыдущий пример можно в качестве примеров этого уровня привести А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина.

Взгляд на развитие творческих способностей через призму концепции четырёх уровней

Каким образом выше описанная концепция может быть полезна при выстраивании собственных представлений о развитии творческих способностей и выстраивании образовательного процесса? Ниже я постараюсь представить несколько важных приложений данной концепции для образовательной среды.

Следствие 1. Развитие творческих способностей человека/ученика происходит путём продвижения по ступеням от мини-креативности к более высоким уровням креативности. Другими словами, иерархия четырёх уровней представляет собой совокупность стадий развития творческих способностей. Например,при получении поддержки и необходимой обратной связи от учителя, ученик может развить свою мини-креативность до малой креативности.

Следствие 2. В условиях образовательной среды школы наиболее реалистичным и значимым оказываются два уровня креативности: мини-креативность и малая креативность. Мини-креативность акцентирует внимание на переживании озарений (инсайтов) в понимании и построении интерпретаций изучаемого материала (базовые понятия, теории, алгоритмы решений и т. д.), что однозначно свидетельствует в пользу того, что творческая составляющая всегда присутствует в жизни школьника на протяжении всего образовательного процесса. С другой стороны, малая креативность в большинстве случаев представляет собой вершину, которую требуется достичь (зона ближайшего развития). Поэтому если конкретизировать цель, поставленную на уровне образовательного стандарта, в терминах рассмотренной концепции, то можно было бы сказать так: стимулирование мини-креативности учащихся и продвижение к уровню малой креативности.

На мой взгляд, подобный подход может дать «полезный выхлоп». Если ученики в процессе обучения имеют возможность открывать для себя что-то новое и личностно значимое (мини-креативность), то они с большей вероятностью смогут прийти к более глубокому пониманию изучаемого материала. Другими словами, он начнёт иметь для них какое-то значение. Когда процесс обучения личностно значимый, ученики в большей степени склонны быть внутренне мотивированными. Иначе говоря, ученики оказываются вовлечёнными в процесс обучения на основе собственного интереса в противовес внешней мотивации получения более высокой оценки. В нескольких исследованиях было показано, что внутренняя мотивация (т.е. интерес к деятельности самой по себе, а не по причине получения за неё какой-либо награды) напрямую связана с более высокими показателями успеваемости и креативности. Таким образом, переживание опыта творческой деятельности (мини-креативности) выступает в качестве мотиватора для последующих академических и творческих достижений.

Несмотря на то, что простого ответа на вопрос «как развивать творческие способности учащихся?» нет, нам следует помнить о том, что у каждого ребёнка есть врождённый интерес к познанию мира. Следовательно, он есть и у школьника. Задача лишь в том, как говорил древнегреческий мудрец, чтобы зажечь факел познания. Несомненно то, что переживание процесса обучения как творческой деятельности является одним из источников, способных зажечь факел познания!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?