Близость поколений
Многие учителя начинают работать, только-только окончив ВУЗ. И в этом, несомненно, есть свои достоинства и недостатки. Из достоинств: ученики быстрее начинают воспринимать учителя как «своего», с ними легче найти общий язык.
Но есть и недостатки: иногда такое общение на равных может размывать необходимые рамки. Ученики могут начать вести себя с новым педагогом слишком по-свойски, а нередко и усомниться в его компетентности и авторитетности. Ведь разница в возрасте небольшая, с чего ты взял, что можешь нас чему-то учить?
Как вести себя в подобной ситуации? Первое: постараться создать правильное первое впечатление о себе. Первое впечатление зачастую определяет, как в дальнейшем вас будут воспринимать ученики, а скорректировать его в дальнейшем очень непросто. Следует показать ученикам с самого начала, что вы действительно разбираетесь в своем предмете и знаете гораздо больше них. И что несущественная разница в возрасте не отменяет тех разумных границ, которые приняты в общении учителя с учениками. Второе: проявить терпение. Ученикам бывает непросто привыкнуть к новому учителю, и иногда каверзные вопросы и высказывания — лишь способ проверить человека на прочность. Дайте им время узнать и принять вас.
«Идеальный» учитель
Это крайность, к которой можно прийти, стараясь сгладить проблемы близости поколений. Попадая в школу, многие учителя стремятся быть идеальными во всем, руководствуясь правилом: «Учитель должен знать все и не должен ошибаться». Часто это оборачивается негативными последствиями как для самого педагога, так и для его учеников.
Если учитель допускает ошибку или не знает, как ответить на вопрос ученика, это не повод отрицать свою неправоту любой ценой, только бы не подорвать свой авторитет, или винить ученика в том, что он задает вопросы не по теме.Защищаясь таким образом, учитель рискует потерять уважение своей аудитории и контакт с ней.
На самом деле для ученика нет ничего ценнее, чем видеть, что учитель — тоже живой человек, который, как и все, ошибается, промахивается, сталкивается с трудностями.Признавая свою не-идеальность, педагог демонстрирует зрелость, учит детей простому человеческому пониманию. Вот почему признание своих ошибок и их исправление — лучший пример, который может дать педагог в таких непростых ситуациях.
Неуверенность в себе
В начале своей деятельности педагог сталкивается с огромным объемом информации, которую надо изучить, структурировать, переработать, да еще и донести до учеников за каких-то 40-45 минут… Неудивительно, что такой фронт работ вызывает растерянность и страх.
Какой выход? Тщательно готовиться к каждому уроку, примерно рассчитывая, сколько времени займет блок информации или упражнение. Так вы будете уверены, что готовы к уроку. Поначалу будет полезно иметь план занятия под рукой, чтобы в случае необходимости обратиться к нему. Не повредит иметь и «запасные» пути: интересные факты или упражнения на случай слишком быстрого темпа урока. Со временем и опытом уверенность придет, ну а поначалу подготовка и определенность — это то, что поможет справиться с волнением.
Урок любой ценой
Часто в погоне успеть все за один урок и «выполнить план» учитель начисто забывает про тех, для кого все это затевалось — про учеников… Тогда он может вести урок в своем темпе, не интересуясь, понятен материал аудитории или нет, успевает ли она за ним.
Чтобы не скатиться в такой формализованный подход к занятиям, необходимо постоянно держать в голове не только план урока, но и своих учеников: их внимание, реакции. После завершения какой-то микротемы, да и просто в ходе урока полезно запрашивать обратную связь: все ли понятно? Нуждается ли что-то в дополнительных объяснениях? А может, новый материал вызвал вопросы относительно уже пройденных тем? Постоянный живой контакт с аудиторией позволяет сделать процесс обучения диалогичным. А когда у ученика есть возможность задавать вопросы и получать на них ответы (а может, отвечать на них самому), обучение становится эффективнее.
Неразвитые ораторские навыки
Итак, контакт с учениками налажен, урок тщательно подготовлен, но почему-то аудитория будто не желает слушать… Возможно, дело не в материале, а в его подаче.
В школах и университетах есть немало авторитетных преподавателей, действительно разбирающихся в своем предмете. Но,несмотря на их знания, слушать этих людей бывает просто невозможно. Дрожащий тихий голос, взгляд в пол, постоянное положение «к доске лицом, к аудитории спиной», длинные вокализированные паузы (протяжные «эээ», «ммм») — все это может испортить любой, даже самый интересный материал.
Что можно сделать, чтобы развить свои навыки спикера? Все очень просто: можно записать себя на видео длительностью 2-3 минуты, рассказав кусочек материала предстоящего урока. Затем посмотреть его и задать себе вопросы:
- достаточно ли четкая, понятная, выразительная, эмоциональная моя речь?
- не слишком ли быстро/медленно я говорю?
- моя речь чистая, или есть слова и звуки-паразиты?
- что с моей мимикой и жестами: их достаточно, слишком много/мало?
Даже такое незамысловатое упражнение при регулярном выполнении помогает исправить огрехи и сделать свои выступления более интересными и органичными. Можно попросить кого-то из знакомых послушать вас и дать обратную связь по той же схеме. Иногда мы не замечаем что-то в себе или наоборот бываем излишне критичны, поэтому мнение стороннего наблюдателя очень важно. Подобное упражнение можно делать и перед зеркалом, сразу корректируя свою речь, мимику, жесты.
Читайте также:
В чужой монастырь…
Последняя проблема, но не по значению: взаимоотношения с коллегами. Ведь трудности в школе возникают не только на почве общения с учениками, но и из-за непонимания/конфликтов с коллегами, руководством школы.
Часто учителя приходят в школу, чтобы изменить мир к лучшему, показать, как правильно общаться с учениками… Но сталкиваются с устоявшимися способами работы и стеной непонимания и недоверия. Из-за этого многие разочаровываются в профессии и уходят из школы.
Здесь важно помнить несколько простых вещей. Первое: опрометчиво думать, что опытные педагоги с готовностью дадут «зеленый свет» человеку, который только начал свой профессиональный путь. Несомненно, вы можете обладать интересными и новаторскими идеями, но за их спиной — многолетняя практика. Они знают, что зачастую в голове все происходит гораздо проще, чем получается на деле. Так что на какое-то время придется набраться терпения и смириться с ролью новичка, где-то идти на уступки, набираясь опыта. Второе: изменения не происходят быстро. Нужно дать коллегам присмотреться к вашим идеям и при возможности начинать потихоньку претворять свои задумки в жизнь. Не стоит расстраиваться, если что-то не получается сразу, ведь и «Москва не сразу строилась», а пространство школ часто очень непросто поддается изменениям.
Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.