Елена Сафонова, 12.08.2019 0

Как научить детей не бояться задавать вопросы


Нередко на уроке складывается непростая ситуация. Дети недопоняли объяснение учителя, но ничего не попытались уточнить. Результат — урок для многих прошел зря. Как же добиться того, чтобы ребята задавали вопросы?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Причины проблемы

Как и большинство проблем, эта имеет несколько причин. Причем их может быть даже больше, чем мы можем предположить. Все же стоит выделить, как нам кажется, три основных.

  • Во-первых, часто стиль преподавания и общения учителя не предполагает возможности непосредственного разговора. Например, учитель очень строг — дети боятся, что он будет их ругать, если они спросят неудачно. Или учитель любит подчеркивать дистанцию (очень большую) между собой и учениками. Тогда к нему попросту трудно обратиться.Бывают учителя, любящие иронизировать. Школьники боятся попасться им на язык.
  • Во-вторых, подростки часто боятся общественного осуждения. Им кажется, что весь класс смеется над их тупостью: все как бы поняли, а он — нет. Бывает, одноклассника, задающего вопросы, считают занудой и подлизой (это не редкость в слабо мотивированном классе).
  • Ну, и в-третьих, не все ребята в принципе умеют задавать вопросы по существу.

Стоит сначала выяснить причину проблемы, а потом ее решать. Давайте рассмотрим все эти ситуации.

"Кто не спрятался..."

Каков бы ни был стиль преподавания в целом, лучше бы довести до учеников мысль, что спрашивать о непонятом хорошо, а не спрашивать —плохо. Можно, например, поощрять хорошие вопросы «плюсиком», а особенно удачные и умные — даже оценкой. Можно вносить правильные вопросы в особый реестр.

Отсутствие заданных учеником вопросов, когда осталось что-то непонятым, как-то порицать или наказывать (допустим, дать дополнительное домашнее задание — придумать 5 (10) вопросов по теме). Можно задавшим вопрос дать льготу — не засчитывать одну ошибку при ответе или в самостоятельной работе.

Способы поощрения могут быть разными, но лучше, если в этом случае оно будет превалировать над наказанием. Следует стремиться к тому, чтобы ассоциации с вопросами были приятными: удача, а не вина.

"Смех без причины..."

Обычно перечисленных выше мер бывает достаточно и для того, чтобы в классе сформировалось отношение к вопросам как к обычной и неотъемлемой части работы. Конечно, если отношения между детьми не самые дружеские, ревность и зависть к задавшим хороший вопрос будут проявляться. Но то же самое будет и в отношении тех ребят, которые хорошо отвечают у доски или выполняют контрольные работы. Решать в этом случае надо проблему в целом.

Могут помочь различные игры на сплочение коллектива и работа, направленная на повышение мотивации.

Хорошие результаты дает групповая работа. Например, различные командные викторины, творческие задания и т.п. Однако если отношения в классе очень плохие, не стоит загонять школьников в группы насильно. Тем, кто категорически не желает работать в группе, лучше разрешить участвовать индивидуально. Ребенок сам заметит, что он усложнил самому себе задачу. Ну, а если ему и в самом деле проще одному, причина может быть более глубокая, нежели вредный характер или глупая привычка. Хорошо бы подключить школьного психолога и выяснить происхождение такой нелюдимости. Что это: особенности темперамента, проблески гениальности,сопровождаемые нестандартным подходом к работе, нервное расстройство?

Привычка работать совместно формируется и в различных поездках и походах, и в совместной трудовой деятельности.

Помогаем детям задавать вопросы

Дополнительная информация в статье: Учим детей задавать вопросы.

Можно проводить "цепочки" вопросов. Чаще всего используются два варианта этого приема.

  • В первом случае ребята просто по цепочке задают вопросы по теме. Повторяться нельзя. Выиграл тот ряд, в котором цепочка не прервалась.
  • Во втором случае ряды задают вопросы друг другу по очереди. Учитывается качество и вопросов, и ответов.

Правильные вопросы

Одновременно рекомендуется вести работу над обучением формулированию правильных вопросов. Ведь именно хороший вопрос показывает, что ребенок понимает материал: только дельный вопрос помогает уточнить и углубить знания.

С этой целью можно выполнять различные упражнения и проводить увлекательные дидактические игры.

Например, прием «Толстые и тонкие вопросы» учит не только формулировать вопросы, но и осознавать их смысловое наполнение.

Применяя таблицу «Конструктор вопросов»(«Вопросительные слова»), школьники учатся понимать принцип постановки правильных вопросов.Ребятам предлагается таблица из двух столбцов. В первом приведены какие-то важные факты по изучаемой теме, а во втором — вопросительные слова. Их надо связывать в вопросы. Эта работа полезна на начальном этапе обучения правильному формулированию, как и следующая.

Игра «Чемпионат вопросов». Школьникам задается какое-либо вопросительное слово, а они должны (индивидуально или в группе) за 5 - 10 минут придумать как можно больше вопросов с этим словом на изучаемую тему (или отвечающих еще какому-то требованию: содержащих глагол в инфинитиве, «на даты», в старинном стиле...)

Те, кто придумает больше всех вопросов, объявляются чемпионами.

Игра «Аукцион вопросов»

Эту игру есть смысл проводить в том случае, если ребята уже имеют неплохой опыт в формулировании вопросов и вполне осознают их смысловое наполнение.

Лучше предложить подготовку в качестве домашнего задания к уроку систематизации парам или малым группам. Но возможна и индивидуальная работа.

Обычно назначается два или три эксперта из числа самых продвинутых учеников (экспертом может быть и учитель, особенно если класс слабый).

Ребята готовят по 15 (10, 7, 5...) вопросов по теме, записывают каждый на отдельной стандартной карточке и назначают каждому из них «цену» (по пяти- или десятибалльной шкале). Эксперт проверяет точность оценки и следит, чтобы одинаковые вопросы от разных групп (а они неминуемо будут) были оценены одинаково.

Затем карточки маркируются в соответствии с балльностью и по ним проводится викторина в форме аукциона. То есть вопросы покупаются группами (парами) с накруткой цены, изначальная оценка указывается как стартовая цена. Торг проводится вслепую (группа знает только «цену» вопроса, но не его содержание). Если группа, выигравшая торги, отвечает на вопрос, получает назначенные баллы, если нет — теряет баллы.

Приведем пример. По теме «Имя существительное» в 6 классе придуманы вопросы «Бывают ли в русском языке неизменяемые существительные?», «В каких случаях трудно определить род существительного?», «Что общего у слов «памятник» и «дневник»? Первый вопрос, как очень легкий, оценен в один балл, второй и третий — в четыре (по пятибалльной шкале: они трудные, но не самые заковыристые).

Разыгрывается второй из этих вопросов. Стартовая цена — 4 (балла, очка, «копейки-грамотейки» и т.д.). Первая группа предлагает повысить цену до 5, вторая — до 6, третья — до 7, вторая предлагает 8 и выигрывает торги. Второй группе дается карточка с вопросом и минута на обсуждение. Если теперь ребята дадут правильный и полный ответ (спросили «в каких случаях» — надо назвать хотя бы два), они получат восемь баллов (очков, «грамотеек» и проч.); если не ответят — восемь будет списано с их счета.

Конечно, с самого начала у всех групп есть стартовый капитал — равное количество баллов.

А можно выдавать группам баллы в процессе изучения темы (например, за учебные проекты, творческие задания и проч.), тогда игра будет еще интереснее (и оценка справедливее).

Заранее необходимо решить, кто будет фиксировать выигранные баллы (или выдавать выигранные купоны) и может ли группа играть в долг, если она ушла в минус.

Умение задавать правильные вопросы — это не только основа школьного обучения, но и один из, как теперь принято говорить, «гибких» навыков, что  пригодятся ребятам в дальнейшей жизни и помогут добиться успеха в профессии. Вот почему так важно уделять этому умению время на уроках. Надеемся, наши идеи станут импульсом для вашего педагогического творчества.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?