Агрессия у детей школьного возраста: причины, способы коррекции, правила для взрослых
Что такое агрессия?
Сложно дать однозначное определение агрессии. В целом можно считать, что агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.
Причины возникновения агрессии у детей школьного возраста
Почему же дети ведут себя агрессивно? Причин несколько, и к агрессивному поведению чаще всего приводит какая-либо их комбинация.
- Особенности организма.
Возникновению агрессии могут способствовать некоторые соматические заболевания. Также ни для кого не секрет, что врождённые особенности темперамента оказывают определённое влияние на наше поведение: это и скорость проведения нервных импульсов, и возбудимость, и особенности гормонального фона. Но это лишь физиологическое подспорье, всё же главную роль играют социальные факторы, в частности, семья.
- Неблагоприятная ситуация в семье, школе, воспитание.
При недостатке внимания и заботы со стороны родителей ребёнок может становиться жестоким и озлобленным. В детстве большое влияние на идентификацию детей оказывают родители, и если в семье агрессия — нормальное явление, то с большой вероятностью возникают соответствующие паттерны поведения. Нередко взрослый или сверстник на детскую агрессию отвечает агрессией, что ведёт к замкнутому кругу: стороны отвечают злом на зло.
- Наказания (подавление всяческих проявлений агрессии).
Очень распространённая ошибка многих родителей — запрет каких-либо агрессивных действий. Взрослые часто считают, что агрессия равна насилию, и запрещают игры даже с малейшими враждебными проявлениями. В такой повторяющейся ситуации ребёнок не учится понимать и контролировать себя, а сдерживает в себе гнев, что приводит к различным отрицательным последствиям вплоть до психосоматических заболеваний.
У подростков к вышеперечисленным причинам может добавляться фактор возрастного кризиса. Хотя значимость подросткового кризиса часто переоценивают, он может оказывать влияние на настроение и поведение ребёнка.
Диагностика агрессии у детей школьного возраста
За проведением квалифицированной диагностики агрессивности следует обратиться к специалисту-психологу. Он сможет оценить степень выраженности и закрепления агрессивного поведения, используя различные методы: опросники, анкеты для родителей, беседу с ребёнком, наблюдение, проективные методики, тесты и т.д. Самим родителям не стоит искать методики в Сети и самостоятельно пытаться поставить психологический диагноз.
- Во-первых, найденный материал может быть некачественным или потерять актуальность.
- Во-вторых, слишком велика субъективность и родителей, и ребёнка, они уже связаны отношениями, что непременно отразится на чистоте исследования.
- В-третьих, диагностика обычно включает в себя целую батарею методик, и недостаточно заполнить одну анкету, чтобы оценить агрессивность ребёнка.
Не стоит тянуть с походом к специалисту: чем раньше будет проведена диагностика и даны рекомендации, тем легче будет коррекция.

Способы коррекции агрессии у детей школьного возраста
Как же помочь агрессивному ребёнку? Прежде всего нужно понять для себя, что он ведёт себя так не потому, что он плохой или неправильный, а потому, что не знает, как иначе разрешить ситуацию или привлечь к себе внимание. И задача взрослого — помочь маленькому человеку, а не обвинить и унизить его.
Правила для взрослых
Взрослым следует придерживаться следующих правил:
- Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
- Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
- Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
- Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
- Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
- Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.
Соблюдение этих правил поможет выстроить контакт с агрессивным ребёнком, создаст атмосферу доверия, в которой взрослый — это друг и помощник.
Работа с агрессивным ребёнком
Работа с агрессивным ребёнком должна вестись в трёх направлениях.
Работа с гневом
Необходимо научить ребёнка приемлемым способам выражения физической и вербальной агрессии. Ими могут быть:
- спортивные игры (бег, прыжки, метание мячей),
- подручные средства (лёгкие мячики, мягкие подушки, резиновые молотки, газеты — всё, что можно безопасно бить, кидать, мять, комкать),
- игры с песком, водой, пластилином, глиной (игры с песком и водой успокаивают, кроме того, в песке можно закопать фигурку, символизирующую врага.Из глины или пластилина можно слепить фигурку обидчика, смять и восстановить её при желании),
- различные упражнения на снятие мышечного напряжения,
- игра «Обзывалки». Заранее договариваемся с детьми, какими необидными словами можно называть друг друга (это могут быть названия фруктов, овощей, мебели, деревьев и т.д.). Затем по кругу в быстром темпе передаются обзывалки, сформулированные так: «А ты, ..., морковка!». Следует оговорить, что это игра, поэтому друг на друга мы не обижаемся. В заключительном круге обязательно нужно сказать соседу что-нибудь приятное: «А ты, ..., солнышко!»,
- ·«Мешочек для криков». Перед началом урока/занятия или в момент закипания гнева каждый может подойти и как можно громче крикнуть в него. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно, если захотят.
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.
Агрессивным детям сложно распознавать свои и чужие эмоции. Помочь им научиться это делать можно следующими способами.
- Использование в классе плакатов с изображениями различных эмоциональных состояний (с названиями эмоций или без, в последнем случае можно попросить ребёнка назвать эмоцию изображённого на картинке).
- Изображение своих эмоциональных переживаний. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь» и т.д. Разместите на большом листе на стене заранее нарисованные фигурки людей, изображённых в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребёнок сможет при желании подойти и завершить рисунок, прокомментировать его.
- Развитие ощущения своего тела. Очень часто эмоциональной реакции предшествует телесное ощущение. Вовремя реагируя на сигналы тела, можно оценивать своё эмоциональное состояние. Поначалу можно ставить ребёнка перед зеркалом и просить его описать своё настроение и чувства в данный момент. Затем можно обходиться без зеркала, просто задавая вопросы.
- Игра «Камушек в ботинке».Суть игры: наши негативные переживания очень похожи на маленький камушек в ботинке: поначалу он не очень мешает, но постепенно причиняет всё больший дискомфорт. И если его не вытряхнуть, то на следующий день, надевая ботинки, мы вновь почувствуем боль. Если же при малейшем неудобстве мы избавимся от камушка, то нога останется невредимой. Поэтому полезно говорить о своих проблемах сразу, как только их заметишь.
Более подробное описание этой игры можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?».

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
Не умея распознавать эмоции окружающих, агрессивный ребёнок испытывает сложности с эмпатией, он не способен поставить себя на чьё-то место. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому работа по развитию сопереживания так важна.
- Ролевые игры. Можно разобрать произошедшую ссору в классе, пригласив известных героев и разыграв ими похожую ситуацию, а затем попросить детей их помирить. Так же можно разыгрывать другие ситуации, которые часто приводят к конфликтам в коллективе, и находить пути решения. Можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определённые ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др. Такие игры помогут ребёнку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.
- Различные игры на сплочение коллектива, доверие, сотрудничество в парах/тройках, группах, развитие вербального и невербального общения.
Рекомендуем также:
- Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ.
- Дистанционный курс для учителей: Хорошая дисциплина без криков и нервов.
Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки "Study Place".
