Екатерина Постылякова, 24.08.2019 0

Агрессия у детей школьного возраста: причины, способы коррекции, правила для взрослых


Агрессивны бывают все без исключения: и взрослые, и дети. Разница лишь в том, что ребёнок в силу своего возраста может не понимать, что с ним происходит и как помочь самому себе. В этой статье мы разберём причины агрессии у детей младшего школьного и подросткового возраста, а также расскажем о способах её диагностики и коррекции.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Что такое агрессия?

Сложно дать однозначное определение агрессии. В целом можно считать, что агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или взывающее у них психологический дискомфорт.

Причины возникновения агрессии у детей школьного возраста

Почему же дети ведут себя агрессивно? Причин несколько, и к агрессивному поведению чаще всего приводит какая-либо их комбинация.

  • Особенности организма.

Возникновению агрессии могут способствовать некоторые соматические заболевания. Также ни для кого не секрет, что врождённые особенности темперамента оказывают определённое влияние на наше поведение: это и скорость проведения нервных импульсов, и возбудимость, и особенности гормонального фона. Но это лишь физиологическое подспорье, всё же главную роль играют социальные факторы, в частности, семья.

  • Неблагоприятная ситуация в семье, школе, воспитание.

При недостатке внимания и заботы со стороны родителей ребёнок может становиться жестоким и озлобленным. В детстве большое влияние на идентификацию детей оказывают родители, и если в семье агрессия — нормальное явление, то с большой вероятностью возникают соответствующие паттерны поведения. Нередко взрослый или сверстник на детскую агрессию отвечает агрессией, что ведёт к замкнутому кругу: стороны отвечают злом на зло.

  • Наказания (подавление всяческих проявлений агрессии).

Очень распространённая ошибка многих родителей — запрет каких-либо агрессивных действий. Взрослые часто считают, что агрессия равна насилию, и запрещают игры даже с малейшими враждебными проявлениями. В такой повторяющейся ситуации ребёнок не учится понимать и контролировать себя, а сдерживает в себе гнев, что приводит к различным отрицательным последствиям вплоть до психосоматических заболеваний.

У подростков к вышеперечисленным причинам может добавляться фактор возрастного кризиса. Хотя значимость подросткового кризиса часто переоценивают, он может оказывать влияние на настроение и поведение ребёнка.

Диагностика агрессии у детей школьного возраста

За проведением квалифицированной диагностики агрессивности следует обратиться к специалисту-психологу. Он сможет оценить степень выраженности и закрепления агрессивного поведения, используя различные методы: опросники, анкеты для родителей, беседу с ребёнком, наблюдение, проективные методики, тесты и т.д. Самим родителям не стоит искать методики в Сети и самостоятельно пытаться поставить психологический диагноз.

  • Во-первых, найденный материал может быть некачественным или потерять актуальность.
  • Во-вторых, слишком велика субъективность и родителей, и ребёнка, они уже связаны отношениями, что непременно отразится на чистоте исследования.
  • В-третьих, диагностика обычно включает в себя целую батарею методик, и недостаточно заполнить одну анкету, чтобы оценить агрессивность ребёнка.

Не стоит тянуть с походом к специалисту: чем раньше будет проведена диагностика и даны рекомендации, тем легче будет коррекция.

Способы коррекции агрессии у детей школьного возраста

Как же помочь агрессивному ребёнку? Прежде всего нужно понять для себя, что он ведёт себя так не потому, что он плохой или неправильный, а потому, что не знает, как иначе разрешить ситуацию или привлечь к себе внимание. И задача взрослого — помочь маленькому человеку, а не обвинить и унизить его.

Правила для взрослых

Взрослым следует придерживаться следующих правил:

  1. Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
  2. Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
  4. Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
  5. Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
  6. Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.

Соблюдение этих правил поможет выстроить контакт с агрессивным ребёнком, создаст атмосферу доверия, в которой взрослый — это друг и помощник.

Работа с агрессивным ребёнком

Работа с агрессивным ребёнком должна вестись в трёх направлениях.

Работа с гневом

Необходимо научить ребёнка приемлемым способам выражения физической и вербальной агрессии. Ими могут быть:

  • спортивные игры (бег, прыжки, метание мячей),
  • подручные средства (лёгкие мячики, мягкие подушки, резиновые молотки, газеты — всё, что можно безопасно бить, кидать, мять, комкать),
  • игры с песком, водой, пластилином, глиной (игры с песком и водой успокаивают, кроме того, в песке можно закопать фигурку, символизирующую врага.Из глины или пластилина можно слепить фигурку обидчика, смять и восстановить её при желании),
  • различные упражнения на снятие мышечного напряжения,
  • игра «Обзывалки». Заранее договариваемся с детьми, какими необидными словами можно называть друг друга (это могут быть названия фруктов, овощей, мебели, деревьев и т.д.). Затем по кругу в быстром темпе передаются обзывалки, сформулированные так: «А ты, ..., морковка!». Следует оговорить, что это игра, поэтому друг на друга мы не обижаемся. В заключительном круге обязательно нужно сказать соседу что-нибудь приятное: «А ты, ..., солнышко!»,
  • ·«Мешочек для криков». Перед началом урока/занятия или в момент закипания гнева каждый может подойти и как можно громче крикнуть в него. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно, если захотят.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Агрессивным детям сложно распознавать свои и чужие эмоции. Помочь им научиться это делать можно следующими способами.

  • Использование в классе плакатов с изображениями различных эмоциональных состояний (с названиями эмоций или без, в последнем случае можно попросить ребёнка назвать эмоцию изображённого на картинке).

Пример картинок.

  • Изображение своих эмоциональных переживаний. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь» и т.д. Разместите на большом листе на стене заранее нарисованные фигурки людей, изображённых в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребёнок сможет при желании подойти и завершить рисунок, прокомментировать его.
  • Развитие ощущения своего тела. Очень часто эмоциональной реакции предшествует телесное ощущение. Вовремя реагируя на сигналы тела, можно оценивать своё эмоциональное состояние. Поначалу можно ставить ребёнка перед зеркалом и просить его описать своё настроение и чувства в данный момент. Затем можно обходиться без зеркала, просто задавая вопросы.
  • Игра «Камушек в ботинке».Суть игры: наши негативные переживания очень похожи на маленький камушек в ботинке: поначалу он не очень мешает, но постепенно причиняет всё больший дискомфорт. И если его не вытряхнуть, то на следующий день, надевая ботинки, мы вновь почувствуем боль. Если же при малейшем неудобстве мы избавимся от камушка, то нога останется невредимой. Поэтому полезно говорить о своих проблемах сразу, как только их заметишь.

Более подробное описание этой игры можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?».

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Не умея распознавать эмоции окружающих, агрессивный ребёнок испытывает сложности с эмпатией, он не способен поставить себя на чьё-то место. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому работа по развитию сопереживания так важна.

  • Ролевые игры. Можно разобрать произошедшую ссору в классе, пригласив известных героев и разыграв ими похожую ситуацию, а затем попросить детей их помирить. Так же можно разыгрывать другие ситуации, которые часто приводят к конфликтам в коллективе, и находить пути решения. Можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определённые ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др. Такие игры помогут ребёнку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.
  • Различные игры на сплочение коллектива, доверие, сотрудничество в парах/тройках, группах, развитие вербального и невербального общения.

Рекомендуем также:

Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки "Study Place".

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?