Использование цветов для фиксации внимания и лучшего запоминания
Всем известно, что информация, выделенная в тетради цветом, запоминается лучше, чем просто бело-синее полотно. Выделение цветом позволяет лучше ориентироваться в материале и запоминать его.
Чтобы успешно пользоваться этим приёмом, необходимо следовать следующим правилам:
- стоит выделять только ключевые слова. Если вся тетрадь превратится в пёстрое нечто, это никак не поможет запоминанию материала, напротив, дезориентирует и запутает;
- необходима система, своеобразный «словарь цветов». Например, оранжевый цвет для определений, фиолетовый для дат, синий для выделения тем и т.д. Система может быть единой для класса/группы, но лучше дать возможность каждому ученику самостоятельно выработать свой словарь. Ассоциации и предпочтения у всех людей разные, и этот фактор нужно учитывать.
Использование цветов для диагностики и коррекции эмоционального состояния
Окружающие цвета оказывают огромное влияние на наши эмоции. Понимая это, можно применять различные цвета для разных целей: например, успокоить класс или же создать приподнятое настроение.
Можно опираться на следующие базовые принципы:
- тёплые цвета и их оттенки (красный, оранжевый, жёлтый и др.) способствуют активности, а холодные (синий, фиолетовый и др.) – умиротворению;
- многочисленные опыты и наблюдения показали, что красный цвет оказывает явно возбуждающее воздействие, синий – тормозящее. Зелёный цвет является своеобразным стабилизатором. Однако стоит отметить, что лучше избегать зелёных стен в рабочем помещении: это не даёт мозгу переключаться, притупляет внимание, человек начинает хуже соображать, реагирует стереотипно. А вот для комнаты отдыха зелёный цвет – прекрасный вариант.
Основываясь на этих принципах, можно подбирать фоны презентаций, видеоролики, раздаточный материал, декор класса и др. в соответствии с текущим состоянием учеников и/или назначением кабинета.
К диагностическим методам относятся тест Люшера, проективные рисуночные методики: «Несуществующее животное», «Дерево» и т.д., а также различные интерактивные упражнения на рефлексию.
Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки "Study Place".
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.