Приём цветотехники в обучении: как использовать?
Использование цветов для фиксации внимания и лучшего запоминания
Всем известно, что информация, выделенная в тетради цветом, запоминается лучше, чем просто бело-синее полотно. Выделение цветом позволяет лучше ориентироваться в материале и запоминать его.
Чтобы успешно пользоваться этим приёмом, необходимо следовать следующим правилам:
- стоит выделять только ключевые слова. Если вся тетрадь превратится в пёстрое нечто, это никак не поможет запоминанию материала, напротив, дезориентирует и запутает;
- необходима система, своеобразный «словарь цветов». Например, оранжевый цвет для определений, фиолетовый для дат, синий для выделения тем и т.д. Система может быть единой для класса/группы, но лучше дать возможность каждому ученику самостоятельно выработать свой словарь. Ассоциации и предпочтения у всех людей разные, и этот фактор нужно учитывать.

Использование цветов для диагностики и коррекции эмоционального состояния
Окружающие цвета оказывают огромное влияние на наши эмоции. Понимая это, можно применять различные цвета для разных целей: например, успокоить класс или же создать приподнятое настроение.
Можно опираться на следующие базовые принципы:
- тёплые цвета и их оттенки (красный, оранжевый, жёлтый и др.) способствуют активности, а холодные (синий, фиолетовый и др.) – умиротворению;
- многочисленные опыты и наблюдения показали, что красный цвет оказывает явно возбуждающее воздействие, синий – тормозящее. Зелёный цвет является своеобразным стабилизатором. Однако стоит отметить, что лучше избегать зелёных стен в рабочем помещении: это не даёт мозгу переключаться, притупляет внимание, человек начинает хуже соображать, реагирует стереотипно. А вот для комнаты отдыха зелёный цвет – прекрасный вариант.
Основываясь на этих принципах, можно подбирать фоны презентаций, видеоролики, раздаточный материал, декор класса и др. в соответствии с текущим состоянием учеников и/или назначением кабинета.
К диагностическим методам относятся тест Люшера, проективные рисуночные методики: «Несуществующее животное», «Дерево» и т.д., а также различные интерактивные упражнения на рефлексию.
Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки "Study Place".
