Прием «Дневник: цитата / комментарий»: как использовать на уроке для развития познавательных УУД
Метод позволяет структурировать прочитанное, оформить свои мысли. В двух колонках ведется запись по ходу чтения. Если вы внедряете такой прием, то он способен заменить обычные записи лекции или урока. Конечно, учащимся трудно следить за ходом мысли лектора, одновременно думать и записывать. Поэтому в ходе урока можно предусмотреть паузы только для записей. Такие дневники могут иметь разные варианты оформления:
- Двухчастный дневник. Две колонки. Название левой колонки: «Что мне известно по данной теме?». Название правой: «Что нового я узнал из текста?». Упор делается на познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме. Присутствуют личностные действия: желание совершенствоваться, реализовать себя, достичь большего.
- Бортовой журнал. Варианты названия колонок: «Предположения», «Новая информация».
- Трехчастный дневник. Состоит из трех колонок, в этом случае сделан акцент и на коммуникативную составляющую, в частности, здесь эффективное взаимодействие с учителем. Например, внедрив прием на уроках обществознания в 8 классе, я получила такие результаты:
Цитата |
Комментарии |
Вопросы к учителю |
«…Поначалу (человек) обращался с матерью-природой более чем уважительно: писал ей восторженные оды, сочинял о ней легенды и сказки, пел песни, совершал магические обряды. Но 200-300 лет назад… человек изобрел не только промышленные технологии истребления лесов… но и новый общественный уклад, когда уничтожать природу стало выгодно, извлекая при этом коммерческую пользу». |
Чем больше развивался человек, тем хуже он относился к природе |
Почему, «умнея», человек начал истреблять природу? |
На основании вот таких комментариев и вопросов к учителю можно развернуть урок в форме дискуссии, этот прием дает возможность найти новые пути организации урока, позволяет увидеть те грани проблемы, которые не охвачены поначалу. Конечно, можно возразить, что вопросы по тексту задаются устно, и дело идет быстрее, тоже возникают дискуссии и т.п. Однако не стоит забывать цель: формирование правильной письменной речи.
Такое прочтение и работа над текстом дают неплохой эффект при работе индивидуально, в парах, в качестве домашнего задания.
Данный прием может быть представлен в различных формах, но суть работы остается одна: фиксация какого-то внешнего фактора и своя оценка, личный опыт и видение. Таким образом идет формирование УУД: развитие умения анализа прочитанного, логики для грамотного и последовательного изложения мысли.
Об авторе: Скобелева Елена Леонидовна, учитель, стаж 25 лет, историк.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.