Анна Антипова, 04.10.2016 0

Обеспечение инклюзивного образования в Тверском колледже сервиса и туризма. Фото


В Тверском колледже сервиса и туризма с 2008 г. обучаются молодые люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Все началось с реализации  Региональной благотворительной программы «С уверенностью — в завтрашний день», которая была нацелена на решение  актуальных проблем воспитания и обучения детей и подростков  с ограниченными возможностями здоровья в Тверской области.  Проект был разработан при поддержке департамента образования и департамента социальной защиты Тверской области. Спонсором программы  выступил  филиал  ОАО  «УРАЛСИБ» в г. Твери. На приобретение учебной мебели, компьютеров и на установку пандуса банк выделил денежную сумму в размере почти 300 тыс. рублей.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В нашем колледже учатся ребята со всех уголков нашей области. И для того, чтобы им было удобно учиться и комфортно жить в общежитии, чтобы процесс самообслуживания для них был доступен, мы сделали все для учебы и проживания студентов, имеющих инвалидность. Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата были созданы условия обучения  на первом этаже учебного корпуса: в их распоряжении учебный кабинет, учебно-производственная мастерская, столовая, кафе, библиотека, спортивный и тренажерный залы, санузел.

На тот момент у колледжа еще не было возможности организовать обучение на втором и третьем этажах здания  для  студентов, передвигающихся на инвалидных колясках, не было пандусов, подъемников и приспособлений.  И тем не менее мы смогли организовать учебный процесс таким образом, чтобы ребята получили качественное образование по профессии «Оператор ЭВМ».

В  2011  году колледж вошел в число участников  государственной программы «Доступная среда», в рамках реализации которой за два года были значительно улучшены условия для обучения студентов с инвалидностью.

На территории колледжа  и общежития установлены перила и поручни, обеспечивающие удобный доступ в здания, наружные пандусы оборудованы двухсторонними поручнями. Информационные щиты сообщают о доступности здания и предоставляют список образовательных услуг.  Есть автобус с автоматическим подъемником для инвалидных колясок, выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов.

Также созданы условия для отдыха и общения, проведения физкультурно-оздоровительных занятий.

Для ориентации и навигации предусмотрена  комплексная информационная система, включающая тактильные знаки, в том числе мнемосхемы, установлены сенсорные информационные киоски и  телевизионные экраны. Существует внутренняя видеотелефонная связь с текстовым выходом.

Санитарно-гигиенические кабины обустроены в соответствии с нормами СанПина, предусмотрено пространство для размещения кресла-коляски и его разворота, а также крючки для сумок, костылей и других принадлежностей. Имеются кнопки экстренного вызова.

В каждом учебном помещении в среднем оборудованы по два-три места для обучающихся  с ограниченными возможностями, что обеспечивает возможность студенту-инвалиду учиться в составе любой учебной группы.

В кабинетах специальных дисциплин, где  обучающиеся проводят наибольшее количество учебного времени,  установлена специализированная мебель. Закуплено специализированное компьютерное и мультимедийное оборудование, программы, в том числе для  организации дистанционного обучения.

Специализированная мебель для студентов с ОВЗ

Современные технологии позволяют студенту с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью получать доступное и качественное профессиональное образование. Для этого, помимо оснащения здания специализированным оборудованием, мы большое внимание уделяем информационно-коммуникационным технологиям.  

Если студент во время учебного процесса находится на длительном лечении, мы используем систему дистанционного обучения.

Во время обучения ребята не только получают профессию, но и приобретают опыт  общения  со сверстниками, опыт публичных выступлений на мероприятиях различного уровня; участвуют в конкурсах,  выезжают на экскурсии.

Наша задача состоит не только в организации образовательной деятельности  по  программам  среднего профессионального образования и обучения в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, но и в проведении коррекционно-развивающего обучения, в оказании социально-психологической помощи, в улучшении соматического и психического здоровья учащихся.

Важным моментом является укрепление взаимосвязей между организациями и объединениями, работающими в области социально-психологической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями. И именно сотрудничество большого числа заинтересованных лиц способствует тому, что молодые люди успешно социализируются и находят свое место на рынке труда.

У наших студентов современные компьютеры, мультимедийное оборудование, оргтехника, программное обеспеченье. И в учебном корпусе, и в общежитии есть система Wi-Fi.

Современные технологии позволяют студентам, имеющим те или иные функциональные ограничения, принимать активное участие в образовательном процессе.

Например, если у студента  зрительные нарушения, то у него есть возможности увеличивать шрифт или воспользоваться функцией  озвучивания экранной информации, на Принтере Брайля он может распечатывать тексты в виде рельефно-точечных символов.

Студенты с нарушением двигательной функции рук могут использовать трекпады — адаптированные компьютерные мыши, а для слабослышащих  студентов у нас есть  индукционная петля.

Трекпад

Применение ИКТ существенно повышает учебные возможности и  ребят с умственной недостаточностью. Программы позволяют предсказывать и завершать слова, при этом сокращается  количество ошибок и опечаток, увеличивается скорость письма.

С использованием современных мультимедийных средств обучения в несколько раз увеличивается наглядность и доступность  учебного материала. А использование 3d-принтера  дает возможность студентам преобразовывать созданные на компьютере визуальные объекты  в осязаемые, что благотворно влияет на развитие образного и пространственного мышления.

Также интересной для ребят является такая творческая развивающая деятельность как создание мультфильма с пластилиновыми героями и декорациями.

Дистанционное обучение в нашем колледже построено по двум направлениям.

Первое — это  дистанционное подключение к учебному кабинету, в котором идет урок,  нам для этого нужна программа MicrosoftLync и вебкамера рабочего места преподавателя, с визуализацией классной доски  и веб-камера общего вида кабинета. Студент может как присутствовать на уроке онлайн,  так и посмотреть урок потом  в записи.

Второе направление — это непосредственно сайт с методическими материалами, лекциями, практическими занятиями, лабораторными работами, вопросами для самоконтроля и тестами. В ходе разработки электронного учебника было важно, чтобы студент не заучивал лекции, а   выполнял задания, активизирующие его мыслительную деятельность.

Безусловно, ИКТ расширяют границы  и для обучения, и для общения, и в целом для восприятия мира.  Задача педагогов научить ребят правильно и грамотно ими пользоваться. Наших студентов не удивишь тем, что проект будет защищаться виртуально или что их сокурсник будет  участвовать  в конференции, семинаре в режиме онлайн.  

Об авторе: Антипова Анна Викторовна, преподаватель, руководитель службы профессионального образования, обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, ГБПОУ «Тверской колледж сервиса и туризма». Педагогический стаж 13 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?