Обеспечение инклюзивного образования в Тверском колледже сервиса и туризма. Фото
В нашем колледже учатся ребята со всех уголков нашей области. И для того, чтобы им было удобно учиться и комфортно жить в общежитии, чтобы процесс самообслуживания для них был доступен, мы сделали все для учебы и проживания студентов, имеющих инвалидность. Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата были созданы условия обучения на первом этаже учебного корпуса: в их распоряжении учебный кабинет, учебно-производственная мастерская, столовая, кафе, библиотека, спортивный и тренажерный залы, санузел.
На тот момент у колледжа еще не было возможности организовать обучение на втором и третьем этажах здания для студентов, передвигающихся на инвалидных колясках, не было пандусов, подъемников и приспособлений. И тем не менее мы смогли организовать учебный процесс таким образом, чтобы ребята получили качественное образование по профессии «Оператор ЭВМ».
В 2011 году колледж вошел в число участников государственной программы «Доступная среда», в рамках реализации которой за два года были значительно улучшены условия для обучения студентов с инвалидностью.
На территории колледжа и общежития установлены перила и поручни, обеспечивающие удобный доступ в здания, наружные пандусы оборудованы двухсторонними поручнями. Информационные щиты сообщают о доступности здания и предоставляют список образовательных услуг. Есть автобус с автоматическим подъемником для инвалидных колясок, выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов.
Также созданы условия для отдыха и общения, проведения физкультурно-оздоровительных занятий.
Для ориентации и навигации предусмотрена комплексная информационная система, включающая тактильные знаки, в том числе мнемосхемы, установлены сенсорные информационные киоски и телевизионные экраны. Существует внутренняя видеотелефонная связь с текстовым выходом.
Санитарно-гигиенические кабины обустроены в соответствии с нормами СанПина, предусмотрено пространство для размещения кресла-коляски и его разворота, а также крючки для сумок, костылей и других принадлежностей. Имеются кнопки экстренного вызова.
В каждом учебном помещении в среднем оборудованы по два-три места для обучающихся с ограниченными возможностями, что обеспечивает возможность студенту-инвалиду учиться в составе любой учебной группы.
В кабинетах специальных дисциплин, где обучающиеся проводят наибольшее количество учебного времени, установлена специализированная мебель. Закуплено специализированное компьютерное и мультимедийное оборудование, программы, в том числе для организации дистанционного обучения.
Специализированная мебель для студентов с ОВЗ
Современные технологии позволяют студенту с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью получать доступное и качественное профессиональное образование. Для этого, помимо оснащения здания специализированным оборудованием, мы большое внимание уделяем информационно-коммуникационным технологиям.
Если студент во время учебного процесса находится на длительном лечении, мы используем систему дистанционного обучения.
Во время обучения ребята не только получают профессию, но и приобретают опыт общения со сверстниками, опыт публичных выступлений на мероприятиях различного уровня; участвуют в конкурсах, выезжают на экскурсии.
Наша задача состоит не только в организации образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования и обучения в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, но и в проведении коррекционно-развивающего обучения, в оказании социально-психологической помощи, в улучшении соматического и психического здоровья учащихся.
Важным моментом является укрепление взаимосвязей между организациями и объединениями, работающими в области социально-психологической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями. И именно сотрудничество большого числа заинтересованных лиц способствует тому, что молодые люди успешно социализируются и находят свое место на рынке труда.
У наших студентов современные компьютеры, мультимедийное оборудование, оргтехника, программное обеспеченье. И в учебном корпусе, и в общежитии есть система Wi-Fi.
Современные технологии позволяют студентам, имеющим те или иные функциональные ограничения, принимать активное участие в образовательном процессе.
Например, если у студента зрительные нарушения, то у него есть возможности увеличивать шрифт или воспользоваться функцией озвучивания экранной информации, на Принтере Брайля он может распечатывать тексты в виде рельефно-точечных символов.
Студенты с нарушением двигательной функции рук могут использовать трекпады — адаптированные компьютерные мыши, а для слабослышащих студентов у нас есть индукционная петля.
Трекпад
Применение ИКТ существенно повышает учебные возможности и ребят с умственной недостаточностью. Программы позволяют предсказывать и завершать слова, при этом сокращается количество ошибок и опечаток, увеличивается скорость письма.
С использованием современных мультимедийных средств обучения в несколько раз увеличивается наглядность и доступность учебного материала. А использование 3d-принтера дает возможность студентам преобразовывать созданные на компьютере визуальные объекты в осязаемые, что благотворно влияет на развитие образного и пространственного мышления.
Также интересной для ребят является такая творческая развивающая деятельность как создание мультфильма с пластилиновыми героями и декорациями.
Дистанционное обучение в нашем колледже построено по двум направлениям.
Первое — это дистанционное подключение к учебному кабинету, в котором идет урок, нам для этого нужна программа MicrosoftLync и вебкамера рабочего места преподавателя, с визуализацией классной доски и веб-камера общего вида кабинета. Студент может как присутствовать на уроке онлайн, так и посмотреть урок потом в записи.
Второе направление — это непосредственно сайт с методическими материалами, лекциями, практическими занятиями, лабораторными работами, вопросами для самоконтроля и тестами. В ходе разработки электронного учебника было важно, чтобы студент не заучивал лекции, а выполнял задания, активизирующие его мыслительную деятельность.
Безусловно, ИКТ расширяют границы и для обучения, и для общения, и в целом для восприятия мира. Задача педагогов научить ребят правильно и грамотно ими пользоваться. Наших студентов не удивишь тем, что проект будет защищаться виртуально или что их сокурсник будет участвовать в конференции, семинаре в режиме онлайн.
Об авторе: Антипова Анна Викторовна, преподаватель, руководитель службы профессионального образования, обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, ГБПОУ «Тверской колледж сервиса и туризма». Педагогический стаж 13 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.